Российские и белорусские системы образования движутся навстречу друг другу
На 72-м заседании постоянно действующего семинара при ПС по вопросам строительства Союзного государства в Ярославле речь шла о синхронизации систем и стандартов среднего и высшего образования в наших странах
Образование - платформа, без которой любая страна рухнет, как колосс на глиняных ногах.
Российские и белорусские системы образования медленно, но верно движутся навстречу друг другу. Есть несколько программ двойных дипломов (в частности, МГУ и РУДН), Белорусско-российский университет в Могилеве. Сябры могут поступать в наши вузы, как по результатам ЦТ, так и ЕГЭ, причем - на платной основе или на бюджет. Правда, россияне в Беларуси по итогам ЕГЭ пока могут учиться только за деньги. Есть к чему стремиться.
По заветам Пушкина
На 72-м заседании постоянно действующего семинара при ПС по вопросам строительства Союзного государства в Ярославле речь как раз шла о синхронизации систем и стандартов среднего и высшего образования в наших странах.
А началось все с истории.
- Когда молодой император Николай I пригласил к себе в 1826 году Александра Пушкина, то спросил его: «С чего начать реформы?». И поэт ответил: «С образования». Ибо неокрепшие души пойдут за любым, - заявил председатель Комиссии ПС по культуре, науке и образованию Николай Бурляев.
По его словам, главная задача сейчас определить, что необходимо для объединения систем, на какой опыт нам опираться и правильно ли, что у нас платная система образования и что западные ветры «выдувают» все ценное. На семинаре этому процессу даже дали название «болонизация».
- Надо вспомнить все хорошее, что было. Даже президент США Джон Кеннеди говорил, что у нас лучшее образование в мире, - вспомнил Николай Бурляев.
Сопредседатель Ассоциации внешнеполитических исследований Сергей Рахманов считает, что университеты могут стать центрами развития. Но речь должна идти не только о том, сколько денег получили, а на что их потратили, где подготовленные вузом специалисты и куда их трудоустроили.
- Надо повысить расходы на образование и культуру. На первое тратить не меньше десяти процентов ВВП. В Южной Корее, например, на него идет двадцать процентов. И процессом должны управлять профессионалы, а не бюрократы. Нужна стратегия, ведь если ее нет, то никакая тактика не поможет. И должна быть идеология, на которой эта стратегия строится.
Служение бесценно
Необходимо поднять и престиж профессии педагога. На взгляд Николая Бурляева, наше общество постепенно возвращается к тому, что его служение бесценно. А вопрос подготовки педагогических кадров стоит весьма остро. Нужны опытные, высококвалифицированные наставники, а также эффективные методики и образовательные стандарты. Поэтому необходимо усилить нравственную составляющую процесса, а также уделить особое внимание вопросу содержания учебников, в первую очередь по истории.
Член Комиссии ПС по по культуре, науке и образованию Анна Старовойтова считает, что открытый разговор о проблемах образования соответствует требованиям дня. Одно из ее предложений - провести педагогический совет Союзного государства.
- Такого формата не было ранее, - заявила она.
По ее словам, наши страны хорошо наладили взаимодействие в сфере высшего образования, патриотического воспитания, и сейчас актуально было бы наладить взаимодействие в среднем образовании.
- Важно, чтобы мы увидели: в Беларуси в системе образования есть то же положительное, что и в России. И в итоге сделать синергию лучшего, что у нас есть. Как раз педагогический совет и поможет нам в этом.
Из аспирантов в доктора
Участники семинара предложили расширить программы двойных дипломов по самым востребованным специальностям, увеличить число стажировок молодых специалистов. У представителей музыкальных училищ - своя песня. Они хотят каждый год проводить фестивали-смотры студентов выпускных курсов.
Заместитель председателя Комиссии ПС по культуре, науке и образованию Анатолий Щастный предложил шире внедрять сетевые формы образования:
- Одному университету выполнить весь наукоемкий проект сложно. Тогда мы подключаем коллег, а у нас уже есть такие примеры - биотехнологический кластер, в котором участвуют Витебский медицинский университет, Санкт-Петербургский фармацевтический университет, Рязань, Самара. Это проекты, которые нужно чаще реализовывать с участием местных властей. И они обязательно сработают. Тем более сетевые центры позволяют обмениваться как преподавателями, так и студентами.
Сотрудничество не должно ограничиваться только бакалавриатом и магистратурой. Как рассказала заместитель председателя ГКНТ Беларуси Татьяна Столярова, россияне могут учиться в аспирантуре и докторантуре Беларуси на бюджете. Условие одно - если одна из организаций Синеокой выступит заказчиком этой подготовки. Затем кандидат или доктор наук должен будет отработать какое-то время в этой организации.
В 2022 году большинство аспирантов из России оказались гуманитариями. В свою очередь, у нас сябры-аспиранты обучались по специальностям, необходимым в секторе ядерной энергетики.
Факт
Ярославль и Витебск официально не города-побратимы, но братские связи у них есть, причем благодаря двум медицинским вузам. В 1943 году эвакуированный из Витебска мединститут разместился в городе на Волге. На его базе в итоге создали и медвуз в Ярославле, который сейчас входит в число лучших в России.