Большое видится на расстоянии
Как масштабные проекты формируют Союзное государство, почему нельзя разрушать союзную кооперацию и зачем строить планы минимум на полвека?
Александр Козловский, член Комиссии ПС по законодательству и Регламенту, рассказал, как можно сделать совместные российско-белорусские проекты не только выгодными, но и социально успешными.
- В Государственной Думе вы занимаетесь экономической политикой, промышленностью, инновационным развитием и предпринимательством. По вашему мнению - экономиста и производственника с серьезным опытом, - зачем нам нужна кооперация в Союзном государстве? Много разных голосов утверждают: пора разойтись по своим квартирам и быть каждому самому за себя - разве так не выгоднее?
- Отказаться от потенциала кооперации, который не реализован даже наполовину, могут предложить или неразумные люди, или недоброжелатели. Очевидно, что даже на внешние рынки при отлаженной интеграции выходить проще. Мы сохранили отношения - это прежде всего. У нас есть и взаимная политическая поддержка. У нас свободное перемещение между странами - если исключить период пандемии. Мы сохранили связи по кооперации - создается много предприятий, именно российско-белорусских. Связи эти достаточно успешные: продукция востребована не только на территории СГ, но и за его пределами. Тракторы, тяжелые самосвалы, комбайны - мы давно делаем это вместе. Военная техника - от самолетов до комплексов ПВО - тоже делаем в кооперации. Этим надо дорожить. Кто-то думает, что, порушив эти связи, можно быстро наладить новые с другими странами. Но мы понимаем, что новые связи наладить очень сложно.
- Какие темы сотрудничества: где нам друг без друга не обойтись или обойтись, но с большим ущербом?
- Тем таких полно. Фундаментальная наука, прикладная наука. Много знаний и технологий есть в узких специализированных сегментах. Как пример - освоение космоса, спутниковый геомониторинг. И сотрудничество должно и может быть взаимовыгодным. Но в этом есть очень важный аспект: в краткосрочной перспективе иногда выгоды не разглядеть, видны только подводные камни.
Вот, как пример, та же лесная отрасль. Президент Владимир Путин озвучил, что кругляк с 2021 года вывозить из РФ больше не будем. Поначалу России может не хватить предприятий, технологий, особенно для полного цикла, вплоть до мебели. Эту диспропорцию можно преодолеть с помощью партнеров из Беларуси. Того же «Амкодора», у которого в России уже строится две фабрики по лесодобывающей технике. Мебельщики Беларуси делают очень качественную продукцию, и она популярна в приграничных регионах. Нужно взять эти компетенции и вместе выходить на международные рынки.
Таких возможностей у нас много и в энергетике, в специальном машиностроении. Я помню, когда руководил машиностроительным предприятием, мы использовали часть станков, оборудования производства Беларуси: плавильные печи, металлообрабатывающие станки - чего нет или не хватало для производства в самой России.
СВЕЖИЙ ВЗГЛЯД
ТРАССА ПЕРЕМЕН
Магистраль Петербург - Гамбург поможет решить не только проблемы логистики, но и вопросы трудовой миграции.
- Высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург - Минск - Гамбург из области долгосрочных проектов. Он предполагает частные инвестиции, но без поддержки государств такие дела нереальны. Однако пока непонятно, кто получит полномочия по его реализации, кому это будет под силу.
- Эта инициатива родилась в недрах СГ, озвучил ее Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота. Нужно понимать, что нельзя все перспективные программы делать лишь из математики экономистов и финансистов. Такие решения всегда многофакторны, нужно учиться их принимать и воплощать в жизнь.
Транспорт, логистика - здесь развитие всегда идет в плюс территории, можно начать с этого. Мы уже научились считать, сколько людей, сколько грузов перевезем по какой-то магистрали, но многие плюсы посчитать трудно. Те же перевалочные грузовые хабы - это особая инфраструктура, социальные пласты для целых регионов, Поволжья, например.
ВСМ - это как бы костяк, основной бонус государства и территории. Небольшие города за счет быстрого транспорта изменят и рынок рабочей силы, вполне вероятно, во многом закроют проблему высококвалифицированных кадров. Например, специалист, исходя из потребности на разных предприятиях, может в пределах часа пути от дома найти работу из Пскова в Витебске или наоборот.
Чтобы все это воплотить, мы должны развивать институты Союзного государства. За счет частной предприимчивости, энтузиазма или даже лоббизма такие проекты не вытянуть. Эти институты СГ должны быть интегрированы в институты наших стран, они должны быть общими. Совместные комиссии, совместные министерства - создать такие структуры попытки были, но пока ни одна толком не удалась. Разве что реабилитация людей и территорий Чернобыльской зоны, но этот проект чисто социальный и гуманитарный, на него мы тратим, а не зарабатываем.
Как раз на примере ВСМ можно посмотреть - а что нам для этого нужно? - и сделать, наделить структуры полномочиями. Тогда дело пойдет, можно браться за такие же по масштабу проекты.
ПЕРСПЕКТИВЫ
ГОРИЗОНТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Дорогу взаимным инвестициям в республике может открыть детальное долгосрочное планирование союзных отношений на срок от пятидесяти лет.
- Кого из белорусских инвесторов можно и нужно привлекать в Россию? Не только же месторождение нефти дать белорусам, о котором сейчас много говорят?
- Эта дорога должна быть с двусторонним движением, нужно видеть и слышать друг друга. Полет фантазии здесь может быть безграничен. Если уж у нас китайские, британские компании работают - почему же белорусам нельзя? Сельхозтехника, дорожная техника - да что угодно. Углеводороды - конечно, загрузить минимально необходимым объемом свои НПЗ белорусам из своей скважины - вполне рабочая схема. Все это - процесс договоренностей. Но и Россия должна видеть пользу для себя. «Росатом» нашел же взаимную выгоду в строительстве БелАЭС.
- Белорусы говорят: не могут соревноваться с большими китами типа «Роснефти», «Газпрома» по схеме обычных тендеров без преференций. Можно ли рассматривать такие преференции для союзника по обороне на западных рубежах?
- Это тема уровня наших президентов. Конечно, можно: Россия дает преференции на своей территории, Беларусь в ответ тоже открывает что-то из рынков, чтобы россияне могли конкурировать с Siemens, General Electric и другими.
- А реально ли перебросить белорусский грузопоток из Прибалтики в Усть-Лугу? Пока что по деньгам Литва получается дешевле, хоть для России вроде бы выгоды и очевидны.
- Нельзя проекты планировать только из сиюминутного конъюнктурного расчета. Так можно пропустить многие очень интересные темы. Политические риски любых крупных проектов в короткой перспективе всегда очень высоки. Поэтому горизонт планирования должен быть гораздо выше. США заявляют, что у них сегодня это уже 50 - 80 лет. Я согласен, что пятьдесят - это минимум. Есть примеры работы особых экономических зон на Дальнем Востоке. Там горизонт уже от 75 лет, контракты, неизменяемые условия закладываются так. Хоть потом и пересчитывают на ближние перспективы, но основа должна быть долгосрочной.
Этот опыт нужно применять и в отношениях с Беларусью - тогда недешевое строительство трубопроводов, железных дорог, автомагистралей, портовых терминалов в Усть-Луге или еще где-то будет выгодным и интересным.
Это же касается вопросов интеграции, перехода на единую валюту и так далее. Если исходить только из коротких периодов, ориентируясь на президентские сроки, пусть по пять лет, масштабные проекты не просчитаются, это как ждать у моря погоды.
Глобальные проработки - это ответственность, но это и есть настоящая перспектива, а не просто декларации дружбы. Нужно этим заниматься, рассчитывать, подписывать соглашения. Тогда и будем жить с настоящими, крепкими стратегическими отношениями. Тогда и доверие вырастет, и взаимные вложения в экономику друг друга.