САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Интервью

Автор Наталья ДОЛГУШИНА

Член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, сенатор Елена Перминова: Союзный бюджет - не просто «огромный кошелек» с деньгами

Как создается главный финансовый документ. И что не дает исполнять его на сто процентов

Строительный инструмент

- Елена Алексеевна, какое значение для поддержки российско-белорусской интеграции имеет единый бюджет Союзного государства?

- Главная роль бюджета любого государства, включая Союзное, - перераспределить валовый внутренний продукт между участниками экономической системы. Причем таким образом, чтобы государство могло выполнить взятые на себя обязательства перед населением, профинансировать бюджетную сферу, стратегические отрасли и проекты, поддержать бизнесменов и промышленников, ВПК, сельское хозяйство и т.п.

Так что бюджет - не просто «огромный кошелек» с деньгами, из которого бери, сколько хочешь. Это прежде всего инструмент, с помощью которого государство влияет на социально-экономическое развитие.

Это в полной мере относится и к главному финансовому документу Союзного государства. С его помощью формируются и исполняются экономические и социальные задачи, стоящие перед органами исполнительной власти. В нем четко прописано, какие союзные программы и мероприятия будут профинансированы, когда, в каком объеме и кто за это отвечает.

Наш единый бюджет - такое же достижение союзного строительства, как и проекты, которые из него финансируются. В этом году это 35 программ и мероприятий. Что особенно ценно: учитывался адресно-целевой характер распределения средств. В этом году его объем составляет 6,6 миллиарда российских рублей.

Когда «остатки сладки»

- В 2016 году появились новации...

- В бюджете впервые возникли новые источники дохода: неиспользованные остатки прошлых лет - 1,733 миллиарда рублей и доходы от деятельности телерадиокомпании «ТРО Союза» - 1,2 миллиона рублей. Все вместе - довольно большая сумма. Можно профинансировать нужные для нас направления сотрудничества, мероприятия, программы.

Большую часть бюджетных средств направят на финансирование шести действующих программ, четырех новых и двух дополнительных. Заложены средства на проведение 26 ежегодных мероприятий Союзного государства и двух новых конференций - «Радиоактивность после ядерных взрывов и аварий: последствия и пути преодоления» и «Состояние и перспективы социального развития Союзного государства».

- Остались ли проблемы в бюджетном процессе?

- Он отрегулирован. Наш бюджет, или Декрет Союзного государства, полностью адаптирован к национальным законодательствам - как России, так и Беларуси. Все необходимые нормативно-правовые документы приняты и эффективно работают.

Пример для ЕАЭС

- Может ли Союзный бюджет быть примером для создания аналогичного института для Евразийского экономического союза?

- Эта интеграционная структура не требует общего кошелька. ЕАЭС  не государство, а содружество - с разными экономиками, странами-участницами, подходами. О взаимном сотрудничестве они договариваются в рамках соглашений.

Наша интеграция - государство с общим бюджетом, из которого формируются союзные программы. В этом - коренное различие «двойки» и «пятерки». Там тоже есть программы, но они реализуются в рамках общей концепции и соглашений и могут возникать в зависимости от ситуации в той или иной стране. Финансируются такие программы за счет национальных бюджетов стран-участниц.

- У Союзного государства есть преимущества перед ЕАЭС?

- Конечно. Они - в обязательности исполнения союзных программ, отчислений в единый бюджет, работе по единым законам. Это работает на улучшение финансовой деятельности Беларуси и России и повышение уровня благосостояния наших народов.

Досье «СВ»

Елена Перминова родилась в Шатровском районе Курганской области. Окончила Московский всесоюзный финансово-экономический институт. Работала экономистом в районных администрациях, налоговой инспекции Кургана. Была заместителем губернатора, начальником Финансового управления Курганской области. В 2014 году стала сенатором Совета Федерации, членом Комитета по бюджету и финансовым рынкам.



Средства не должны лежать мертвым грузом

Есть прецеденты, когда финансирование идет, но в работу его не пускают.

- Ожидается, что в этом году до 180 миллионов рублей пойдет на комплексную медицинскую помощь гражданам двух стран, которые пострадали от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. К сожалению, с реализацией программ есть проблемы.

- Какие?

- В Парламентском Собрании Союзного государства я работаю недавно. Сначала была в Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий. Комиссия работала над очень важной «Программой совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства до 2016 года». В 2015 году в бюджете на ее реализацию заложили и своевременно выделили большие средства. Но их не освоили.

На мой взгляд - финансиста и парламентария - нельзя так нерачительно и неэффективно их использовать. Вернее, совсем не использовать. Деньги дали на конкретные задачи и цели. Люди ждали, что все заложенное будет исполнено и они воспользуются плодами труда союзных законодателей, ученых, практиков. Но этого не произошло, потому что своевременно не был разработан и утвержден порядок использования бюджетных денег - средства лежат мертвым грузом. Не приносят никакой пользы.

- Почему?

- Наверное, не хватило настойчивости и напора проработать вопрос до конца. В марте Комиссия по бюджету и финансам взяла ситуацию с этой программой на особый контроль. Программа разработана, но порядок и механизм ее реализации должны быть согласованы и утверждены в министерствах двух стран. Думаю, что мы с этим справимся и бюджет будет исполнен.

- Как все-таки сократить сроки согласования и повысить качество разработки программ?

- Необходимо создать наднациональный консолидирующий орган исполнительной власти, который мог бы самостоятельно разрабатывать программы и согласовывать их с министерствами и ведомствами Беларуси и России. Мы, парламентарии, осуществляем парламентский контроль. Межведомственная разработка и согласование нормативных документов в наши задачи не входят. Со временем, полагаю, такая структура будет создана.

Единая валюта - в перспективе

- Много лет ведутся разговоры о переходе на единую валюту. Но согласия в этом вопросе так и нет.

- Чтобы это внедрить, парламентариям нужно проделать колоссальную работу: унифицировать законодательство, принять множество нормативных и правовых актов. Мы над этим работаем, но сделали пока не все. Кроме того, надо выработать позиции национальных Центробанков. Так что переход на единую валюту - вопрос не ближайшего времени.

- А какие у нее преимущества и риски?

- Преимущества - в упрощении работы. Единая валюта могла бы сглаживать барьеры при расчете в национальных валютах или третьих стран. Если говорить о рисках, то это - большая волатильность курса российского рубля. В Беларуси она тоже наблюдается, но, может быть, в меньшей степени.

У понижения курса рубля есть и положительные моменты. Наши предприятия, выпускающие продукцию на экспорт, а в Союзном государстве их много, имеют неплохую прибыль от курсовой разницы. Это положительный фактор. Поэтому нам надо стремиться к тому, чтобы наши предприятия выпускали такую продукцию, с которой можно выходить на мировые рынки.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Следователи установили связь между террористами из «Крокуса» и Украины
  2. В Беларуси сократят количество базовых 10 классов
  3. Овечкин поддержал восьмилетнего мальчика Илью, попавшего под машину террористов
  4. Тысячу бюджетных мест выделят вузы Беларуси для россиян, сдавших ЕГЭ
  5. Военные РФ уничтожили бойцов ВСУ ударом по Харькову
  6. Хинштейн анонсировал поправки в законах после теракта в «Крокусе»
  7. В Беларуси задержан мужчина, собиравшийся воевать на стороне Украины
  8. NYT: США могли передать России не все данные о готовящимся теракте
  9. Беларусь надеется на объективность ЮНЕСКО при оценке польского забора в Беловежской пуще
  10. Канадский клуб НХЛ «Калгари Флэймз» опубликовал карту России с Крымом
  11. Фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал свой арест
  12. Россия планирует закупить в Беларуси авиакомплектующих на 1 млрд рублей
  13. Александр Лукашенко: Санкции санкциями. Вроде, мы справляемся, все ничего
  14. Путин провел телефонный разговор с президентом ЮАР
  15. Кузнецова: Киевский режим активно вербует несовершеннолетних и рассылает сообщения с угрозами

Политика

Мораторий на смертную казнь для террористов можно законно обойти

Нужно только обратиться к друзьям-белорусам

МНЕНИЯ

А Президент-то – ненастоящий!

Валерий Чумаков

Отказ от Президентских выборов в Незалежней может отразиться политическим кризисом и даже госпереворотом.

Факты – упрямая вещь

Татьяна Вахромеева

Первые данные расследования теракта в «Крокусе» - украинский след уже нашел подтверждение.

Пора отправить в утиль прокисшие обязательства

Олег Зинченко

В Госдуме началось обсуждение отмены моратория на смертную казнь

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также