История «золотой рыбки»: Плавать научилась раньше, чем говорить
Корреспондент «СВ» побывал в гостях у родителей пловчихи Александры Герасимени
На успех белоруски мало кто рассчитывал. В решающем заплыве в пятидесятиметровке вольным стилем врубила полный форсаж и примчалась к финишу третьей, установив попутно новый рекорд Беларуси.
- А хвастали, что быстро плавают, - улыбнулась она, посмотрев на проигравших соперниц, чьи медальные амбиции пошли топориком ко дну бассейна. К двум серебряным наградам Лондона-2012 добавила бразильскую «бронзу». Комплект на зависть. Прибавьте два «золота» чемпионатов мира и ворох прочих наград всех достоинств.
Семья у них самая спортивная. Отец Виктор Иванович - мастер спорта международного класса в тройном прыжке, в составе сборной СССР готовился к Олимпиаде-80 в Москве, но планы спутала травма. Мама Оксана Николаевна занималась многоборьем.
На столе - чай с вареньем, пряники, плюшки. Стартуем с босоного детства будущей звезды мирового плавания.
- Спортивные задатки проявились у Саши чуть не с пеленок, - рассказала мама Оксана Герасименя. - Плавать начала с трех месяцев. В полтора годика как-то прыгнула в длину с места на 85 (!!!) сантиметров. Проводись в этом возрасте соревнования, стала бы чемпионкой.
- Для начала отвели ее в гимнастику. Потом на танцы. Но Сашка сама решила, что будет заниматься только плаванием.
- Мы сами были спортсменами и знали, как тяжело достаются победы. Но, видя ее решимость, поняли, что не переубедить, - добавляет отец.
Тихоней в детстве Саша не была. Стремилась быть в центре внимания и общалась со старшими ребятами - с ними интереснее.
- А еще она была манипуляторшей! - рассказывает Виктор Иванович. - У моего отца был мотоцикл с коляской. Никого к нему не подпускал. А Сашке отказать не мог. Деревенские ребята подкупали Сашку конфетами. Она шла клянчить разрешение. Дед, поупрямившись, сдавался. И она с мальчишками кружила на мотоцикле вокруг дома под его присмотром.
- Отношения у нас близкие, доверительные. И в то же время многое о ней узнаем из газет, - признался Виктор Герасименя. - Это, конечно, задевает. Но уж такая она, наша Саша.
В начале 2000-х какая-то сволочь подсыпала Герасимене в еду огромную дозу стероидов. Пловчиха потеряла в весе десять килограммов, год лечилась. Еще ей влепили дисквалификацию за допинг.
- Тогда Саша потеряла доверие к людям, - вспоминает мать. - Стала замкнутой, хмурой. Пытались ее отвлечь - так часто, как тогда, в кино да театры никогда не ходили.
- Сказать, что было тяжело - ничего не сказать! - говорит отец. - Но Саня руки не опускала, переключилась на учебу, участвовала в благотворительных мероприятиях и, стиснув зубы, тренировалась, чтобы не терять форму. Когда выступала в Рио, болели у телевизора всей семьей. На глаза навернулись слезы. Потому что я знаю, как тяжело достаются эти награды. И через что пришлось дочке пройти.