Вот, новый поворот
Водители заждались союзной «автогражданки». Для них она как дополнительная полоса на загруженном шоссе в час пик. И ждать «разгрузки» осталось совсем недолго
СЕКУНДУ НА ЗАПРОС
На заседании Комиссии ПС по законодательству и Регламенту разбирались, какие заминки тормозят движение к союзному ОСАГО. Сейчас автомобилистам при поездках в страну-соседку нужно покупать еще один полис, а это накладно. И вроде как граница между Россией и Беларусью условная. Но водитель, например, из Орши собрался в Смоленск и вынужден останавливаться возле страхового павильона и покупать «зеленую карту», как для заграничных поездок. Скоро ситуация должна измениться.
Эксперты обсудили финальные замечания и предложения к проекту модельного закона «О системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Союзного государства». Похоже, стороны нашли компромиссный вариант, который должен устроить всех.
- Спасибо всем ведомствам, которые представили заинтересованную и профессиональную экспертизу. На совещаниях мы обсудили все предложения. Они не были критическими. Мы приняли замечания или предложили компромиссный вариант формулировок, - рассказал Сергей Разуван, исполнительный директор бюро «Зеленая карта».
Юридическим тонкостям уделили особое внимание. Условия «автогражданки» в двух странах сильно отличаются. Но ломать одну из систем - не вариант. Для начала решили сблизить правовые нормы.
Сергей Бабич, представитель ЦБ РФ, в одной из формулировок предложил исключить прилагательное «нормативный» и оставить просто слово «акт»:
- Юридически это будет более чистый подход.
- Не возражаем, - сказал председатель комиссии Виктор Пинский.
Буквально за час эксперты обсудили все замечания и предложения.
Александр Шевченко, эксперт ГУ ГАИ МВД, пояснил: важно, чтобы информация об автомобилистах не уходила в никуда. Профильные ведомства двух стран должны получать ее в режиме реального времени:
- Следует наладить взаимодействие между базами данных Белорусского бюро по транспортному страхованию и Российского союза автостраховщиков по ОСАГО. Запрос займет секунду. Сотрудник ГАИ моментально увидит, заключен ли договор на конкретное авто.
ЗАПОЛНЯЕМ ПРОБЕЛЫ
Общие вызовы сближают наши страны и заставляют работать интенсивнее. Важно повышать эффективность парламентского измерения. И помогут в этом модельные законы.
- Инициатива ПС, безусловно, важная и полезная. Единое страховое пространство автогражданской ответственности упростит общение между нашими гражданами. Поездки станут более комфортными. Но есть некоторые вопросы к самому определению модельного закона, - заявил Виктор Сорокин, специальный представитель МИД России по вопросам Союзного государства.
По словам эксперта, модельное законодательство двух государств обсуждают давно:
- Сомнения вызывает десятая статья, которая предусматривает наднациональный механизм признания договоров страхования. Конечно, вопрос требует серьезного осмысления. Но если профильные ведомства этот нюанс устраивает с точки зрения правовых последствий, других замечаний у нас нет.
Эксперты согласились: работу законодателей усложняет то, что российское и белорусское правовые поля много лет развивались параллельно. Кропотливая совместная работа союзных парламентариев, обсуждение проблем на парламентских слушаниях с представителями министерств и ведомств, заключение международных договоров устранили многие проблемы. По части равных прав граждан практически все шероховатости сгладили. Но останавливаться на достигнутом нельзя:
- Наша комиссия занимается гармонизацией и унификацией законодательств в первую очередь для того, чтобы наши граждане чувствовали себя в равных условиях, где бы они ни находились, - рассказал Виктор Пинский.
В итоге модельный закон, актуальный для миллионов автомобилистов, депутаты направили в Совет ПС. По самым оптимистичным прогнозам союзное ОСАГО может появиться через полгода:
- Сроки волнуют всех. Надеемся, что сессия ПС примет закон в начале лета. Потом все будет зависеть от нашей работы.
ТУРИЗМ
НАЛОГ НА ГРАНИЦУ
Поездка в страну-соседку не должна влетать в копеечку.
Союзные парламентарии обсудили еще один «транспортный» вопрос. С 1 февраля в Брестской, Гродненской и Витебской областях решениями областных советов депутатов ввели сбор за пересечение границы на авто. Не секрет, что жители приграничных регионов часто ездят в Россию в качестве туристов или в командировки. Они и обратились к депутатам с просьбой пояснить, что это за новый «налог на границу».
Парламентарии успокоили: взнос в размере одной базовой величины (37 белорусских рублей - около тысячи российских) нужно платить только в пунктах пропуска на границе с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной.
Чтобы не было путаницы, депутаты посоветовали Госпогранкомитету Беларуси и Федеральной таможенной службе России опубликовать на своих сайтах разъяснения.
Еще одна радостная новость: в Беларуси планируют сократить минимальный срок страхования до пяти дней, как в России. Ведь многие приезжают в страну-соседку только на выходные - погулять по красивым местам, осмотреть достопримечательности, отведать местной кухни. Но когда страховку нужно покупать на пятнадцать дней или больше - это добавляет хлопот и затрат.
- Сроки должны быть едиными для всех, - уверен Сергей Сивец, заместитель председателя Комиссии ПС.
Минфин Беларуси уже работает над подготовкой соответствующего указа, которым сроки приведут к общему знаменателю.
МНЕНИЯ
Виктор Пинский, председатель Комиссии ПС:
- Мы подробно рассмотрели замечания, которые нам прислали по проекту закона. Некоторые их них удовлетворены, некоторые отклонены. Но консенсус достигнут, модельный закон одобрен. Решением комиссии он вынесен на Совет ПС, который 27 марта состоится в Пскове. Надеюсь, что совет решит включить проект модельного закона в повестку следующей сессии ПС, где его примут.
Главное новшество в том, что будет застрахована гражданская ответственность жителей Беларуси и России, уменьшится сумма страховки.
Проект - правовое основание для того, чтобы менять национальное законодательство. Для жителей России и Беларуси вопросы должны решаться легко, быстро и продуктивно.
Сергей Сивец, заместитель председателя Комиссии ПС:
- Перед парламентариями стоит глобальная цель - формирование единого страхового рынка автовладельцев Беларуси и России. Есть много видов обязательного и добровольного страхования, они касаются каждого гражданина Союзного государства.
На примере этой, что называется, первой ласточки в рамках сближения подходов и унификации законодательства мы закладываем базовые основы формирования социальной системы страхования для Союзного государства. Когда строишь дом, нужно заложить прочный фундамент. Проектом модельного закона мы укрепляем интеграцию.