Вместе тогда, вместе сейчас
В этом году VII Форум регионов посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне
- Одолели врага вместе. Вот и интеграция должна быть основана на взаимодействии двух народов, - убеждает нас Андрей Русакович, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам.
Главное - не допустить искажения истории. Все пять секций, которые прошли в первый день форума, так или иначе касались этой тематики. Хотя вопросы на них поднимались самые разные: от сборки «БелАЗов» в России до отмены роуминга между странами, от увеличения квот для белорусских студентов в РФ до строительства высокоскоростной магистрали от Санкт-Петербурга до Гамбурга через Минск и Оршу. Принимала заседания форума не только столица Беларуси, но и Минская область: дискуссии шли одновременно в Национальной библиотеке Беларуси и в Жодино на БелАЗе, на агрокомбинате «Дзержинский» в Фаниполе и в здании Национальной академии наук. Все секции из-за вируса, помешавшего российским сенаторам прилететь в Минск (они находились в здании Совета Федерации в Москве), проходили в онлайн-формате. Был в этом и плюс для журналистов: если вживую мы бы никак не смогли разорваться на несколько частей, то видеосвязь позволяла находиться сразу минимум в двух местах.
- Несмотря на то, что работаем в формате видеомостов, в этом также есть определенное преимущество. Нам удалось привлечь к обсуждению всех вопросов очень квалифицированных специалистов, экспертов, высокопоставленных представителей власти Беларуси и России, - признался председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по международным делам Сергей Рачков.
Шла речь и о рекордных контрактах (говорилось о семидесяти соглашениях), которые планировалось подписать на полях форума: сумма колебалась от 700 до 750 миллионов долларов. Самый крупный - на тридцать миллионов - между комплексом «Могилевхимволокно» и российским предприятием «Авангард».
ФОТО: Михаил ФРОЛОВ/KP.RU
СОТРУДНИЧЕСТВО
НА ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ
Государственный секретарь СГ Григорий Рапота рассказал об амбициозных совместных проектах.
К числу масштабных в первую очередь относится Белорусская АЭС. Ввод станции в эксплуатацию позволит не только обеспечить около трети потребностей Беларуси в электроэнергии, но и заместить 4,5 миллиарда кубических метров природного газа в год, уменьшить выбросы парниковых газов более чем на семь миллионов тонн. И хотя до выхода АЭС на запланированную мощность остается еще около двух лет, уже сейчас необходимо начать проработку крупных энергоемких проектов.
- Это металлургия, стекольное производство, нефтехимия, электротранспорт, а также комплектующие и силовые агрегаты к ним. В России и Беларуси имеются производственные мощности для выпуска такой продукции в Ижевске, Нижнем Новгороде. А в Беларуси - в Минске, - сказал Григорий Рапота.
Отдельно Госсекретарь Союзного государства остановился на двух транспортных проектах, которые пройдут через наши страны и имеют выход на Запад. Первый - это высокоскоростная магистраль, которая соединила бы Санкт-Петербург и Гамбург и прошла через Минск, Оршу, Варшаву, Берлин. Общая протяженность - 2,5 тысячи километров!
- Постоянный Комитет Союзного государства взял эту идею в проработку, была разработана бизнес-модель, проведены консультации в четырех государствах, по территории которых может пройти магистраль. Везде отношение к этому проекту положительное. Если он будет реализован, станет крупнейшим проектом высокоскоростной магистрали на европейском континенте, - отметил госсекретарь.
Второй проект, который также сейчас разрабатывается, - автострада «Меридиан». Он пойдет из Китая через Казахстан, Россию, Беларусь дальше в Европу.
ВСЕМ ПРИМЕР
АХ, КАКАЯ ТЕХНИКА! МНЕ Б ТАКУЮ
Успешные наработки в области производства углерода и обновления жилфонда привлекли миллиарды инвестиций.
Среди лидеров в рейтинге сотрудничества - Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Самара, Татарстан и Башкортостан, отметил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Как пример успешной работы он привел запуск белорусским «Амкодором» производства лесозаготовительной техники в рамках специального инвестиционного контракта на площадке Онежского тракторного завода.
- Такоих машин у нас не было, а спрос на них с каждым годом растет. Уже в 2019 году произвели восемнадцать штук. Цена существенно ниже, чем у зарубежных аналогов. Объем инвестиций в совместный завод в Карелии - уже девять миллиардов рублей, - рассказал он. - Сейчас белорусские коллеги попросили нас создать возможность для углубленной локализации производства дорожно-строительной техники в Брянске.
Еще один пример совместной работы - производство лифтового оборудования московской компанией «Воздухотехника» и «Могилевлифтмашем». Проект стартовал в 2012 году, сейчас реализовано более 160 единиц продукции. А амбициозная цель - выпуск тысячи лифтов, которые установят в новостройках по программе реновации в Москве.
Свежий пример кооперации - создание в Беларуси предприятия по производству технического углерода в Могилеве. Российские инвестиции - 150 миллионов евро. Из-за пандемии сроки сдвинулись - на октябрь-ноябрь.