Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
После заседания комиссии, которое вел председатель Николай Гончар, парламентарии посетили столичное государственное предприятие "Горремавтодор Мингоисполкома". Фото: Александр Кушнер.
ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ
Осень - время подводить итоги исполнения годового финансового плана и продумывать доходы-расходы на будущее. Этим и занимались союзные парламентарии в белорусской столице.
Предварительные отчеты обнадеживают: в этом году бюджет осваивается лучше, чем в прошлом. Если в 2016 году показатель за девять месяцев был на уровне 61 процента, то в этом - уже почти семьдесят.
На финишной прямой - формирование главного финансового документа Союзного государства на 2018 год. Подали 45 заявок. Почти все рассмотрены. Рабочей группе лишь осталось определиться с финансированием V Форума регионов, который в следующем году примет Беларусь.
Тему для размышлений на перспективу предложила начальник департамента Постоянного Комитета СГ Ирина Павловская:
- Доходная часть бюджета Союзного государства в абсолютных цифрах не меняется, но в ценах 2009 года - уменьшается на процент инфляции. Мы не можем финансировать столько программ, как раньше.
Доходная часть бюджета - примерно 6,8 миллиарда российских рублей. Формируется из взносов обеих стран - Беларуси и России. В следующем году, судя по всему, бюджет снова будет профицитным - на 1,3 миллиарда рублей. Будет профинансировано двенадцать программ. Через три года новые проекты съедят все «лишние» деньги, сведя профицит к нулю. Выходит, что в 2020 году новых программ и мероприятий бюджет профинансировать не сможет. Уже сегодня в запасе имеется дюжина замороженных перспективных проектов.
Есть несколько путей выхода из ситуации. Постком предлагает провести внутреннюю оптимизацию расходов, отказаться от неприоритетных мероприятий, продлевать сроки реализации программ и искать альтернативные источники доходов в бюджет.
И еще один нетривиальный, хотя весьма логичный вариант. Причем в этом случае будут убиты сразу два зайца - пополнится бюджет и решится проблема внедрения союзных разработок в производство. Это возможно, если в бюджетный процесс Союзного государства вовлечь банки. Вопрос обсудят на ближайшем заседании Группы высокого уровня.
КАК КАПИТАЛИЗИРОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ
Эффективность использования бюджетных средств, как и рациональное применение научных разработок - тема долгоиграющая. Вызывает споры и дискуссии, но в главном все единогласны - надо стремиться к коммерциализации результатов научных прорывов. Ноу-хау нужно внедрять в жизнь.
Сегодня это происходит лишь с пятнадцатью процентами союзных разработок. Например, идеи наши ученых используются в известном космическом проекте «ЭкзоМарс». А вот применение методики получения молочного белка лактоферрина тормозится. Хотя она не имеет аналогов в мире. Программа «БелРосФарм», которая должна была стать конкретным результатом программы «БелРосТрансген», так и не стартовала. Уникальные биодобавки и лекарственные препараты на основе лактоферрина, способные повышать иммунитет и лечить тяжелые заболевания, остаются на бумаге. В Научно-практическом центре по животноводству Национальной академии наук продолжают работать с трансгенными козами, создана опытная база, из козьего молока выделяют лактоферрин. Но когда дело дойдет до биодобавок и лекарств?
Свой взгляд на «спорные» вопросы и методы их разрешения - у академика Национальной академии наук Беларуси Петра Витязя:
- Сегодня институты НАН РБ работают над пятью союзными программами. Все финансовые обязательства выполняем. Решение проблем, о которых говорилось на заседании комиссии, зависит не от ученых. Как повысить результативность программ? Планировать бюджет под программы, которые нам нужны. Простой пример: мы предлагаем создать белорусско-российский спутник зондирования Земли с использованием новейших разработок. Нам говорят: таких денег в союзном бюджете нет. Но проект будет востребован и окупится. Ранее мы предлагали создать финансовый орган Постоянного Комитета, который будет контролировать исполнение бюджета, координировать и оперативно реагировать на проблемы.
Возможно, будь такая структура, не случилось бы и казуса с оказанием высокотехнологичной помощи чернобыльцам. Парламентарии два года назад упорно пробивали этот проект. Пробили. Теперь выяснилось, что из четырех ведомств, задействованных в нем, в полной мере выполняют программу Минздрав Беларуси и министерства по чрезвычайным ситуациям двух государств. Почему-то застопорилось дело у российского Минздрава.