Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Держали ответ за союзный бюджет

В Минске на заседании Комиссии ПС по финансам провели ревизию главного экономического документа на 2018 год

После заседания комиссии, которое вел председатель Николай Гончар, парламентарии посетили столичное государственное предприятие "Горремавтодор Мингоисполкома". Фото: Александр Кушнер.

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ

Осень - время подводить итоги исполнения годового финансового плана и продумывать доходы-расходы на будущее. Этим и занимались союзные парламентарии в белорусской столице.

Предварительные отчеты обнадеживают: в этом году бюджет осваивается лучше, чем в прошлом. Если в 2016 году показатель за девять месяцев был на уровне 61 процента, то в этом - уже почти семьдесят.

На финишной прямой - формирование главного финансового документа Союзного государства на 2018 год. Подали 45 заявок. Почти все рассмотрены. Рабочей группе лишь осталось определиться с финансированием V Форума регионов, который в следующем году примет Беларусь.

Тему для размышлений на перспективу предложила начальник департамента Постоянного Комитета СГ Ирина Павловская:

- Доходная часть бюджета Союзного государства в абсолютных цифрах не меняется, но в ценах 2009 года - уменьшается на процент инфляции. Мы не можем финансировать столько программ, как раньше.

Доходная часть бюджета - примерно 6,8 миллиарда российских рублей. Формируется из взносов обеих стран - Беларуси и России. В следующем году, судя по всему, бюджет снова будет профицитным - на 1,3 миллиарда рублей. Будет профинансировано двенадцать программ. Через три года новые проекты съедят все «лишние» деньги, сведя профицит к нулю. Выходит, что в 2020 году новых программ и мероприятий бюджет профинансировать не сможет. Уже сегодня в запасе имеется дюжина замороженных перспективных проектов.

Есть несколько путей выхода из ситуации. Постком предлагает провести внутреннюю оптимизацию расходов, отказаться от неприоритетных мероприятий, продлевать сроки реализации программ и искать альтернативные источники доходов в бюджет.

И еще один нетривиальный, хотя весьма логичный вариант. Причем в этом случае будут убиты сразу два зайца - пополнится бюджет и решится проблема внедрения союзных разработок в производство. Это возможно, если в бюджетный процесс Союзного государства вовлечь банки. Вопрос обсудят на ближайшем заседании Группы высокого уровня.

КАК КАПИТАЛИЗИРОВАТЬ ИНТЕЛЛЕКТ

Эффективность использования бюджетных средств, как и рациональное применение научных разработок - тема долгоиграющая. Вызывает споры и дискуссии, но в главном все единогласны - надо стремиться к коммерциализации результатов научных прорывов. Ноу-хау нужно внедрять в жизнь.

Сегодня это происходит лишь с пятнадцатью процентами союзных разработок. Например, идеи наши ученых используются в известном космическом проекте «ЭкзоМарс». А вот применение методики получения молочного белка лактоферрина тормозится. Хотя она не имеет аналогов в мире. Программа «БелРосФарм», которая должна была стать конкретным результатом программы «БелРосТрансген», так и не стартовала. Уникальные биодобавки и лекарственные препараты на основе лактоферрина, способные повышать иммунитет и лечить тяжелые заболевания, остаются на бумаге. В Научно-практическом центре по животноводству Национальной академии наук продолжают работать с трансгенными козами, создана опытная база, из козьего молока выделяют лактоферрин. Но когда дело дойдет до биодобавок и лекарств?

Свой взгляд на «спорные» вопросы и методы их разрешения - у академика Национальной академии наук Беларуси Петра Витязя:

- Сегодня институты НАН РБ работают над пятью союзными программами. Все финансовые обязательства выполняем. Решение проблем, о которых говорилось на заседании комиссии, зависит не от ученых. Как повысить результативность программ? Планировать бюджет под программы, которые нам нужны. Простой пример: мы предлагаем создать белорусско-российский спутник зондирования Земли с использованием новейших разработок. Нам говорят: таких денег в союзном бюджете нет. Но проект будет востребован и окупится. Ранее мы предлагали создать финансовый орган Постоянного Комитета, который будет контролировать исполнение бюджета, координировать и оперативно реагировать на проблемы.

Возможно, будь такая структура, не случилось бы и казуса с оказанием высокотехнологичной помощи чернобыльцам. Парламентарии два года назад упорно пробивали этот проект. Пробили. Теперь выяснилось, что из четырех ведомств, задействованных в нем, в полной мере выполняют программу Минздрав Беларуси и министерства по чрезвычайным ситуациям двух государств. Почему-то застопорилось дело у российского Минздрава.

ПРОГНОЗ


Завтра начинается сегодня

Приоритетные направления и первоочередные задачи развития СГ на 2018 - 2022 годы на июньской сессии Парламентского Собрания Владимир Андрейченко назвал «стратегическим планом союзного строительства».

Его разрабатывают все комиссии Парламентского Собрания и больше шестидесяти министерств и ведомств двух стран. Помощник Госсекретаря Союзного государства Евгений Ворсин основной задачей документа назвал формирование единого экономического пространства:

- Мы попытались заглянуть в завтрашний день и спрогнозировать, в каком направлении будет развиваться союзная интеграция. Выделили двадцать одно направление, на три больше, чем в Приоритетных направлениях на 2014 - 2017 годы. Первоочередных задач сформулировали 73, почти вдвое больше, чем было. Впервые обозначены бюджетная политика, формирование денежно-кредитной политики, налоговая и ценовая политики. Все это увязывается с макроэкономикой, с учетом, конечно, интеграции в рамках ЕАЭС.

По мнению депутата Ольги Политико, некоторые положения документа нужно максимально конкретизировать:

- Единой налоговой политики в ближайшей перспективе не будет. Нужно говорить о выравнивании налоговой нагрузки. Обязательно включить положение о согласованной акцизной политике, а может быть, и налоговой политике в отношении алкоголя и табака. Также предлагаю создать единый центр сертификации. В России и Беларуси используются разные методики определения качества продукции. Отсюда и торговые войны. А еще нужна единая политика защиты прав потребителей.

Сегодня идет шлифовка документа, рабочая группа рассматривает замечания и предложения. В декабре Приоритетные направления рассмотрят на заседании Совета министров СГ.

ДОСЛОВНО


Николай Гончар, председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:

- Разговор получился предметный. Мы рассмотрели ход выполнения бюджета 2017 года. Особое внимание обратили на то, что еще можно поправить до конца года. Послушали исполнителей союзных программ, Комитет госконтроля Республики Беларусь, Счетную палату Российской Федерации. Разобрались, почему по одному из важнейших мероприятий по комплексному лечению чернобыльцев исполнение бюджета близко к нулю. МЧС России и Беларуси, белорусский Минздрав свои обязательства выполнили, а Минздрав России - нет. Определились, как можно исправить ситуацию.

Людмила Добрынина, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:

- Нужно совершенствовать подходы к разработке союзных программ и оценке их перспективности. Процедура разработки и утверждения сложная и длительная. Тратим год-два - слишком много. Есть проблемы с внедрением разработок. Деньги потрачены, созданы новые технологии и оборудование, но их не применяют. Нам нужно уйти от длительных сроков разработки и утверждения программ. Есть порядок принятия, его нужно совершенствовать. Что не подходит, надо поменять с учетом практики.