Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Власти области активно перенимают опыт республики, хотят, чтобы здесь появились такие же автобаны, как у соседей. Фото: БЕЛТА
О том, что такое добрососедские отношения, здесь знают отлично. Псковщина - не просто регион на границе с тремя иностранными государствами. Это особая территория, где реализуют много совместных проектов с Беларусью, Латвией и Эстонией. От строительства и модернизации ЖКХ до культурного и образовательного обмена. Беларусь здесь занимает особое место.
РАЗРЫВ МЕШАЕТ РАБОТАТЬ
- На встречах губернатора Псковской области Андрея Турчака и министра архитектуры и строительства Беларуси Анатолия Черного озвучивали десятки предложений. Есть ли конкретные шаги?
- Обсуждали поставки в Россию из Беларуси строительного оборудования и материалов. Эти товары отличаются высоким качеством и доступной ценой. Их можно было бы широко применять в Псковской области. Пока получается так: в нашем регионе значительная часть жилых домов процентов на тридцать (а то и больше) возводится из стройматериалов, сделанных в республике. Но напрямую достать эти материалы в Беларуси мы не можем. Вынуждены покупать у дилеров в Петербурге. Причина проста - различия между нашими нормативными документами по работе на внутренних и внешних рынках. Белорусские компании не могут напрямую продавать свои товары в России, есть ограничения. Ну просто до смешного: приезжаешь на МАЗ, выбираешь автобус, а потом летишь в Санкт-Петербург, чтобы его купить.
- Неужели нет выхода?
- Ведем переговоры с транспортной компанией по открытию в Псковской области дилерского центра. Станем пилотной площадкой. Географическое положение Псковщины позволяет охватить пять-шесть субъектов РФ. Обсуждаем контракт жизненного цикла (с сервисом). Полтора года назад я говорил в Нижнем Новгороде об этом с группой компаний ГАЗ, но, к сожалению, выстрелил проект не в Псковской области, а в Москве - там появился первый подписанный в РФ проект контракта жизненного цикла.
- Два года назад говорили о создании в Пскове белорусского рынка стройматериалов. Что с проектом?
- Белорусские коллеги выбрали одну из псковских фирм, чтобы она была здесь проводником. Из-за разрыва в нашей законодательной базе напрямую выйти с предложениями к российским потребителям сложно. Рынок открыт, работает, но, по-моему, недостаточно активно. Необходимо общаться с бизнесом, который занимается строительством, обсуждать объекты на стадии проектных работ. Рынок работает. Но очередей из клиентов там нет.
КОТЛЫ И ДОРОГИ
- Наши дорожные предприятия закупают белорусскую технику. Как-то еще сотрудничаете с республикой в этой сфере?
- Еще привозим соль для посыпки дорог, качественный щебень. Изучаем технологии по грунтовым дорогам. У белорусов есть уникальный метод обеспыливания, когда грунтовки обрабатывают специальным составом и служат гораздо дольше. Мы хотим по этой схеме сделать несколько дорог. Сейчас в республике из бетона достраивают третье транспортное кольцо. Технология дорогая, но плюс - в долговечности. Прослужит такая трасса почти полвека.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Появились ли белорусские предприятия в особой экономической зоне «Моглино»?
- Обсуждение продолжается. Надо сказать, что налоговые льготы, которые применяются в «Моглино», более интересны резидентам из европейских стран. Внутри Таможенного союза некоторые льготы просто не работают.
Тем не менее мы предлагали белорусским коллегам рассмотреть несколько проектов. Например, строительство лифтового предприятия. Но в итоге завод построили в Санкт-Петербурге. Правда, там только финальная сборка, основные агрегаты производят в Могилеве. Между тем лифты нужны в Пскове, в Новгороде, Смоленске, Твери. Обсуждали возможность открыть у нас опорный центр. К сожалению, решение пока не приняли. Еще была идея построить несколько заводов коммунального оборудования - белорусы над этим вопросом тоже думают. Аналогично - с темой производства и сборки техники. Надеемся, что на Форуме регионов придем к какому-то решению.