SHAMAN: Человек, который пишет такие песни, как «Я русский» - кого он может бояться?
Певец вошел в жюри конкурса патриотической песни «Родники» и рассказал «Союзному Вече» об откровенности в своем творчестве, трагедии в Crocus City Hall и отношении к Беларуси
На днях в креативном пространстве Президентского фонда культурных инициатив состоялось закрытое заседание жюри песенного конкурса «Родники». Это конкурс, посвященный патриотической песне, был придуман Олегом Газмановым.
По его словам, «Родники» - проект о поиске источников: в самих себе, в людях, в творчестве, в объединениях. И его задача – найти творческие родники по всей России и выбрать лучших. Всего в оргкомитет конкурса поступило свыше 2 000 заявок.
Жюри предстоит выбрать 21 финалиста в номинациях: «Лучшее исполнение», «Лучший текст песни», «Лучшая музыка», «Лучшая песня», «Песни с фронта». Последняя категория занимает особое место в этом проекте. Композиции из этой номинации родились у солдат, принимающих участие в СВО, а также у их родных. Некоторые произведения появились прямо там, «за ленточкой».
В состав жюри вошли сам Олег Газманов, поэт-песенник Михаил Андреев, певцы Родион Газманов, Зара, баянист и композитор Сергей Войтенко, а также автор и исполнитель собственных хитов SHAMAN.
Журналистам представилась возможность посмотреть, как происходит отбор произведений. Жюри предстояло выслушать около сотни песен-участников конкурса.
Интересно, что особых творческих разногласий по поводу прозвучавших композиций у судейской коллегии практически не возникало. А когда звучала та или иная песня, они невольно вспоминали похожие произведения и дружно напевали их.
Впрочем, подобного сходства все равно не избежать. В музыкальной грамоте существует всего семь нот. К тому же из институтского курса вспомнилась так называемая «теория бродячей мысли», описанная философом Александром Веселовским.
Особенно интересно было наблюдать, как разбирает услышанные песни SHAMAN – человек, который на протяжении много лет сам пытался пробиться на большую эстраду, а сейчас к его мнению прислушиваются более опытные коллеги по цеху.
Ярослав Дронов (настоящее имя певца) рассуждал о сильных и слабых сторонах представленных композиций, давал им свою профессиональную оценку, а также советовал, как можно улучшить песню.
А после заседания SHAMAN пообщался с корреспондентом «Союзного Вече».
«Я ВСЕГДА ОТКРЫТ К ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ПО ПОВОДУ ПЕСЕН»
- Ярослав, по каким критериям вы выбираете песни?
- У меня только один критерий – «Нравится, не нравится». Так вышло, что мне самому пришлось пробиваться на протяжении 15 лет и уже самостоятельно прокладывать свой путь. И если есть возможность помочь людям сделать это гораздо быстрее, то я помогу с удовольствием.
Олег Михайлович Газманов, с которым мы общаемся, рассказал мне о проекте. И безусловно, мне захотелось в нем поучаствовать.
- В прошлом году вы также принимали участие в песенном конкурсе «Автора», и одна из композиций-участниц «Самый русский хит» впоследствии вошла в ваш репертуар. В этот раз будете искать себе шлягер?
- Я всегда открыт к предложениям по поводу песен и выступаю за то, что нужно давать возможность реализоваться и другим авторам. Сейчас я исполняю преимущественно свои песни. Но если я услышу хорошую композицию другого человека, то никогда не пройду мимо.
Недавно два замечательных автора – Максим Фадеев, который написал музыку, и Наталья Касинцева, которая создала стихи, подарили мне песню «Мама». И если я опять услышу песню, которая западет мне в душу, то я свяжусь с автором.
«У ЛЮДЕЙ ОЧЕНЬ ХОРОШО РАЗВИТА ФАНТАЗИЯ»
- Можно я спрошу у вас о своей любимой песне из вашего творчества под названием «Живой»? У композиции много трактовок. И кого только люди не увидели в качестве лирического героя песни. Многие в Сети писали, что композиция словно посвящена основателю ЧВК «Вагнер», бизнесмену Евгению Пригожину. Он ведь тоже «не покоренный судьбой», как поется в вашей песне. И многие поклонники Евгения Викторовича до сих пор верят, что он жив. Как вы относитесь к подобным интерпретациям своего творчества?
- Это вечный сюжет о противостоянии добра и зла. Каждый видит в нём что-то своё. И хорошо, что у композиции столько разных трактовок, значит она, что называется, «зашла», понравилась людям.
- На песню снят клип с библейским сюжетом. Многие даже увидели ассоциации с Христом. Не боялись брать такие смелые сюжеты?
- Там заложено много смыслов, разных ассоциаций. Я вообще в своем творчестве стараюсь быть максимально открытым, откровенным. Более того – я считаю, что мне нет смысла чего-то опасаться. Человек, который пишет такие песни, как «Я русский» - кого он может бояться? Все будет хорошо!
«ТОЛЬКО ОТКРОВЕННАЯ, ЧЕСТНАЯ ПЕСНЯ НАЙДЕТ СВОЕГО СЛУШАТЕЛЯ»
- А вообще не страшно быть настолько открытым в своем творчестве, петь о Боге, обнажать свою душу? Люди же не всегда могут понять правильно…
- Для меня самое главное – оставаться таким дальше, потому что время идет, а график сумасшедший. И в этом графике нужно выделять время, которое можно посвятить творчеству, чтобы это было откровением, потому что только откровенная, честная песня найдет своего слушателя, как это случилось после той страшной трагедии в Crocus City Hall.
Вечером 22 марта я возвращался из Санкт-Петербурга, где выступал с двумя сольными концертами. Как раз сошел с поезда, когда появились первые новости. Меня это просто ошарашило. Я доехал домой и на эмоциях за несколько часов написал «Реквием». Ночью работал над песней. Записывал голос, делал аранжировку…
- Прошли слухи, что теракты готовились на ваши концерты с 9 по 11 марта в том же Crocus City Hall…
- Такие слухи возникали, и поэтому мы усилили меры безопасности. Мы всегда уделяем особое внимание безопасности зрителей.
Слава Богу, 9, 10, 11 марта сия чаша нас миновала. Мы отработали три концерта. Народ остался доволен.
Сразу после этого мы объявили концерт на 2025 год, также в «Крокусе».
Буквально за несколько дней зрители купили уже 1200 билетов. Поначалу мы думали, что поскольку Crocus разрушен, будет сдано много билетов. Но из 1200 сдали всего 30.
Представляете, как народ доверяет мне. Они знают, что я обязательно что-то придумаю и перенесу концерты. Теперь выступление пройдет на площадке Live Arena в 2025 году.
- После трагедии в Crocus City Hall многие стали задумываться о смысле жизни, о хрупкости нашего бытия, о том, как важно беречь родных и друзей. Бывало ли в вашей жизни такое, что вы не успели что-то сказать человеку, а его уже не стало? Может быть, вы хотели познакомиться с кем-то из значимых для вас авторитетных личностей и не успели?
- Нет, такого не было. Я стараюсь своим родным, близким людям отдавать как можно больше и чаще с ними общаться, пока они живы и здоровы!
- На какой стадии сейчас находится опера «Князь Владимир» Игоря Матвиенко, в которой вы играете главную роль?
- Мы с Игорем друг друга хорошо понимаем, вовсю репетируем. Репетиции идут чередой, залпом. Я думаю, что спектакль уже принял свои очертания. Тем более первая его часть была представлена на арт-фестивале «Таврида-арт» в Крыму.
Сейчас мы репетируем вторую часть и соединяем первую со второй. Это очень масштабная постановка. Важно не только координировать, репетировать свои песни, но также продумать всю разводку, декорации, режиссуру. Там очень много сложностей! Все-таки это массовый спектакль!
«С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРИЕДУ В БЕЛАРУСЬ ЕЩЕ»
- Что вас связывает с Беларусью?
- Два года назад я выступал в Минске в День России. Там же осенью 2022-го давал сольный концерт — всем залом пели «Я русский» и Гимн России. Ещё был в Гродно. Каждый раз Беларусь очень гостеприимно встречала. И я с удовольствием приеду ещё!