Большой нашел пару
Белорусские звезды приехали в гости к россиянам. На Исторической сцене показали два спектакля: оперу «Дикая охота короля Стаха» и балет «Щелкунчик»
Последний раз Большой театр Беларуси приезжал в Москву на гастроли еще в советские времена.
- Недавно Екатерина Николаевна (Дулова, руководитель Большого театра Беларуси. - Ред.) влетела ко мне в кабинет. И с невероятными мощью, энергетикой и напором предложила начать обмен между театрами, - улыбнулся гендиректор Большого театра России Владимир Урин. - Отказать красивой женщине не смог. Сначала гастроли пройдут тут, в Москве, а в ноябре следующего года уже мы поедем в гости.
Оба театра невероятно радуются сотрудничеству. Владимир Урин даже пошутил:
- Мы часто крадем из Минска замечательных певцов. На нашей сцене выступают Оксана Волкова, Тарас Присяжнюк, Марта Данусевич.
Гендиректор рассказал о взаимодействии с белорусскими коллегами:
- Сегодня вопрос кооперации оперных театров в мире чрезвычайно важен. Кроме наших Больших, практически никто не держит собственной труппы, из-за этого у нас многообразие исполнителей. И происходит замечательный обмен творческими силами. Подписали договор о сотрудничестве, который касается и специалистов, и их стажировок.
Выбор спектаклей, с которыми приехали гости, не случаен.
- Хотелось, чтобы один из них представлял большую оперу и национальное театральное искусство, - пояснила Екатерина Дулова. - А второе сочинение - авторская версия балета «Щелкунчик» от нашего замечательного Валентина Елизарьева.
Билеты раскупили в считаные часы. Самые дорогие на оперу стоили три тысячи рублей, на балет - двенадцать тысяч.
АФИША
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ И РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КЛАССИКА
Оба представления прошли с аншлагами.
МСТИТЕЛЬНЫЕ ОХОТНИКИ
Оперу поставили по произведению белорусского классика Владимира Короткевича. Таинственному, загадочному. И если книга в большей степени детектив, то сценическая версия - словно сказка о принцессе.
Молодой ученый, фольклорист Андрей Белорецкий путешествует по белорусским деревням. И попадает в таинственный замок с колдовским названием Болотные Ели. В поместье живет восемнадцатилетняя Надежда Яновская. Дворянка, читай - принцесса. И она, конечно, заколдованная. Давным-давно ее предок Роман Старый обманом заманил на охоту короля Стаха и убил его.
На последнем издыхании властитель проклял убийцу и пообещал мстить. Сказал, что всех его потомков до двенадцатого колена будут преследовать и убивать дикие охотники. Надежда - как раз последний представитель рода. И ей нелегко. Ее одолевают призраки - Малый Человек с длинными пальцами и Голубая Женщина. С появлением Белорецкого прибавляются и другие - те самые мстители. Влюбленным предстоит немало препятствий, прежде чем стать счастливыми.
Спектакль идет на белорусском языке. Наверху, на маленьком экране, субтитры на русском и английском.
Декорации красивые, прямо-таки сказочные. Оранжево-коричневые слуцкие пояса, средневековые иконы, готика. На экране позади сцены скачут дикие охотники короля Стаха, похожие на Всадников Апокалипсиса. В противовес мраку - пасторальная картинка. Снег хлопьями, деревянные сани, рождественские колядки и белая лошадь.
В родном Большом театре спектакль увидел свет всего лишь в прошлом году. Режиссер - Анна Моторная.
- Это уникальная опера, - считает она. - Яркое, четкое, эмоциональное представление о Беларуси. Либреттисты переосмыслили историческую повесть замечательного автора, апостола белорусскости. Зритель может почувствовать атмосферу, язык страны. И площадка уникальная. Раскрывается тембральная палитра каждого голоса. Мы такого не слышали дома.
Музыку написал лауреат Госпремии Беларуси Владимир Солтан. Композитор погиб в Минске в 1997 году. В 44 года его признали классиком белорусского музыкального театра.
Партию Андрея Белорецкого исполнял Дмитрий Шабетя. А главную героиню Надежду сыграла Елена Золова. Любопытно, что она не белоруска, а уроженка Восточной Украины. Появилась на свет в поселке близ Луганска. Елене удалось перевоплотиться в восемнадцатилетнюю девочку, в то время как у нее есть 22-летняя дочь.
МЫШИ СМЕШНО ПАДАЮТ
Балет «Щелкунчик» давали под занавес гастролей. И он был не менее впечатляющим.
Премьера состоялась недавно - в 2020 году. Во многом спектакль получился таким благодаря личности автора постановки Валентина Елизарьева. Он - легенда. Народный артист, неоднократный лауреат премий Союзного государства, обладатель всевозможных орденов, в том числе Франциска Скорины. 30 октября Валентин Елизарьев отметил 75-летие.
- Я - такой, советский человек, - рассказал о себе постановщик. - Родился в Азербайджане. Ребенком перевезли в Ленинград, там окончил два учебных заведения. И по распределению попал в Минский Большой театр. В 26 его возглавил. С тех пор Беларусь стала для меня второй родиной. Люблю этот народ, Минск. Я рад, что мы на Исторической сцене. Мне нравится русское искусство, опера, и балет, который считаю эталонным. В последние годы вернулся к великому Чайковскому. Эта музыка приносит счастье в сердце каждого.
Любопытно, что в период учебы в Академии русского балета Елизарьев сам играл Щелкунчика. Возможно, поэтому спектакль получился по-настоящему сказочным и напитанным теплом и любовью. Мыши смешно падают, мило дрыгают ножками в воздухе и от того не кажутся такими уж страшными.
Два ряда елок созданы из крошечных огонечков и уходят вглубь. И в конце между ними - главная новогодняя красавица.
А Маша и Принц парят над сценой на розовой и голубой лошадках, как и полагается девочке и мальчику. И улетают на них в небеса.
Машу танцевала Людмила Хитрова, в Щелкунчика превращался Артем Баньковский. А Дроссельмейером был звезда Большого театра Беларуси, француз Эвен Капитен.
МЕЖДУ ТЕМ
Декорации привезли из Минска на пяти фурах.
 В Москве оперой «Дикая охота короля Стаха» занимались больше 250 белорусов: руководители, солисты, хор и оркестр, технические специалисты.
 В балете «Щелкунчик» занято 65 артистов.
 Впервые коллеги из Большого театра Беларуси выступили в Москве в 1940 году. С 1955 года приезжали на гастроли регулярно.
Гости из РБ всего показали около шестидесяти спектаклей.
НА ЗАМЕТКУ
Большой театр Беларуси стоит на Троицкой горе. Она считалась самой высокой точкой Минска в тридцатые годы, когда здание только начали возводить. Оно уходит под землю на шесть этажей. В нем 1260 люстр, а пол создан из девяти видов гранита, в основном белорусского. И выполнен в стиле флорентийской мозаики.
В 1940 году театру присвоили почетное звание Большой и наградили Орденом Ленина.
Во время Великой Отечественной артистов эвакуировали в поволжский Горький и в город на Клязьме Ковров. Однажды бомба попала в крышу театра. В полуразрушенном здании немецко-фашистские захватчики устроили конюшню. Когда театр привели в порядок, первое время он был домом для артистов. Зрители вновь смогли попасть в Большой в 1947 году.