Потехе час
У наших народов немало самобытных праздников, которые рассказывают о традициях. Уж на них можно повеселиться!
Фото: правительство Камчатского края
РОССИЯ
РАЗЗУДИТСЯ ПЛЕЧО И РАЗМАХНЕТСЯ РУКА
В день весеннего равноденствия, 21 марта, проходит один из самых ожидаемых в Подмосковье праздников - «Стрелецкая гульба». Тут надо быть начеку - не ровен час выйдешь из толпы с синяком под глазом. Ну, или как минимум с кружкой медовухи в руке. Сама традиция пошла с допетровских времен - тогда такие гульбы были неотъемлемой частью жизни русских людей. Для гостей и сейчас проходят демонстрации стрелецкой удали в построениях, стрельбе, умению обращаться с холодным оружием. А если далек от военной темы - можно поучаствовать в мастер-классах - смастерить куклу из сена и потренироваться в каллиграфии семнадцатого столетия. Или покататься на лошадях, вкусить ароматных жаворонков, погреться у костра. По учебникам такую жизнь не представить, а тут - полное погружение в быт стрельцов XVII века.
ЛОВИСЬ, БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ
Для жителей Камчатки рыба - не просто еда, ведь от улова зависело выживание всего племени. Ее коптили, солили, вялили и кормились этим яствами до следующей весны. Чтобы заманить лосося на нерест, совершали магические обряды, а потом песнями и танцами благодарили духов реки за щедрость. День первой рыбы отмечают 12 июня в Петропавловске-Камчатском. На этнографической площадке «В гостях у Кутха» по сей день проводят старинный обряд - под звуки песен и рокот бубнов одетые в национальные костюмы женщины плетут из травы длинную косу, привязывая к ней оставшиеся с прошлого года рыбьи головы и хвосты. Потом амулет одним концом бросают в воду, а за другой тянут всем племенем вверх по течению, изображая, как тяжело его удержать. И желательно, чтобы участвовала беременная женщина. Мол, у нее роды будут легче, и племени большой улов гарантирован. В программе праздника - песни, танцы и, конечно, поедание рыбы во всех возможных видах.
В ГОСТИ К ШАМАНАМ
Озеро Байкал столетиями считают местом силы. Рядом с ним, возле скалы Ая каждый год собирались шаманы, чтобы совершить тайные обряды и моления. В это же время неподалеку, их соплеменники съезжались на «наадан», то есть «три игрища мужей». В наше время они трансформировались в Ердынские игры, и проходят они с 13 по 15 июня. Официальная часть — восхождение шаманов на вершину Ехэ Ерд, где они зажигают костер из можжевельника под гром бубнов. В это же время начинаются состязания в «бухэ барилдаан» — национальной борьбе, «сурхарбаан» — стрельбе из лука и «урилдаан» —скачках по пересеченной местности. В спортивной программе есть и новые виды соревнований. Из Якутии пришло перетягивание на палках и переноска тяжелого камня на расстояние, из Монголии — стрижка овец на время. Также проходит конкурс «Красавица Ердынских игр», где девушки демонстрируют не только лица и фигуры, но и вышитые своими руками платья, умение исполнять национальные песни и танцы. Каждая участница обязана угостить судей кумысом собственного приготовления. В программе - ярмарка изделий мастеров народного творчества и выставка национальных костюмов.
КТО С КОНЕМ - ТОТ С ДОБРОМ
В музее деревянного зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом 5 сентября устраивают праздник Лошади. «Сам не доешь - а коня накорми», говорили в старину. И действительно, это животное играло огромную роль в жизни крестьянина. Издавна праздник отмечают в день Флора и Лавра, покровителей этих животных. Как считалось в народе, святые угодники были защитниками лошадей, им молились о конском здоровье, приплоде и благополучии. В этот день скакунам давали отдых, приводили к водоемам и совершали торжественное омовение. Специально для лошадок выпекали особое печенье -«фролы». Еще один обряд проводили в сентябре в Семенов день - мальчика, которому исполнилось три года, сажали на коня. Считалось, что это придаст ему смелости и удали. Во время праздника можно своими глазами увидеть старинный обряд, сделать своими руками поделку из соломы или вплести в гриву лошади красную ленточку - от сглаза. Всем желающим показывают, как раньше седлали коня и как с его помощью пахали поле. При желании можно покормить лошадок, а также закружиться в хороводе и послушать старинные величальные песни. В музее под открытым небом представлен быт крестьян второй половины XIX - начала XX века.
БЕЛАРУСЬ
ВСТРЕТИТЬ КАРНАВАЛЬНУЮ НОЧЬ
В ночь с 13 на 14 января в Давид-Городке проводят обряд «Коники». Местные жители и гости попадают в сказочную атмосферу веселого народного гулянья. Старинный славянский праздник Щедрец на Полесье отмечается по особому сценарию: с первой звездой на улицы выходят десятки красочных «Коников» в сопровождении ряженых. Костюм мастерят с веселыми шутками-прибаутками. Голова у коника из валенка, тело из плетеных корзин, сверху — белое покрывало, сзади — хвост из льна. Всаднику нелегко на себе это носить, но такая традиция! «Коник» с всадником и другие колоритные персонажи: Баба-яга, Черт, Конь, Цыгане, Волк, Смерть, Ангел, Коза шумной гурьбой ходят по городу, заглядывают в дома и радуют хозяев веселыми куплетами и добрыми пожеланиями. Взамен колядовщики получают вкусные угощения. Старинному обряду более ста лет! Традиция появилась еще в годы Первой мировой войны. Русские казаки на Колядки под старый Новый год смастерили из подручных средств «коника» и пошли веселить народ. Два года назад вековая традиция попала в список объектов нематериального культурного наследия Беларуси.
ЗАМАНИТЬ ВЕСНУ-КРАСНУ
По народному поверью 22 марта зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется. Традиционно в это время проводят старинный обряд «Гуканне вясны». Особенно ярко и красочно в Вязынке, где находится музей-усадьба классика белорусской литературы Янки Купалы. Девушки в пестрых костюмах с орнаментом подбрасывают к небу бумажных пташек и протяженно поют «гууууу» приманивая таким способом солнышко и тепло. Еще зазывают запоздалую весну народными танцами, плясками, и, конечно, длинным хороводом. Черные и неприглядные ветки деревьев украшают разноцветными лентами и яркими птахами, вырезанными из картона, сделанными из цветных ниток, тканей и других подручных материалов. Еще одна забава – катание на качелях, которые мастерят на высоком холме. А хозяюшки в этот день пекут особое угощение в форме птичек и ласково называют их «чырачкі» от слова чирикать. Лакомством угощают детвору.
ПОВОДИТЬ ПО УЛИЦАМ КУСТ
Окончательное расставание с весной символизирует Троица. У церковного праздника в народе сразу несколько названий — Семуха, «Сёмка», «Сёдмуха», «Тройца», «Зелянец», «Зялёныя святкi». Праздник не закреплен за постоянной датой, а зависит от Пасхи и отмечается через семь недель после нее. Это настоящее торжество пробуждающейся природы, буйства растительности, зелени, которая в эту пору входит в полую силу. Среди всех деревьев особо почитается в этот день береза и клен, их ветками украшают дома, молодые деревца вносят в дом, ароматным аиром посыпают пол.
На Полесье исполняют обряд «вождения куста». Девушки ломают кленовые ветки и связывают их нитками — «куст» готов. В такое зеленое убранство наряжают девушку-красавицу и ходят от дома к дому, желая хозяевам благополучия и хорошего урожая.
СОБРАТЬ ПО ЗЕРНЫШКУ НА СЧАСТЬЕ
Белорусы аутентично отмечали и жатву. Когда с полей пропадет последний золотой колос проводится древний обряд «Багач». После завершения основных сельскохозяйственных работ, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Его ссыпали в лукошко, в который вставляли зажженную свечу. Называли это лукошко багачом. С ним и ходили по всей деревне. Шествие сопровождалось обрядовыми песнями. На протяжении целого года лукошко с зерном стояло в одном из домов на почетном месте, под образами: считалось, что багач приносит достаток, здоровье и счастье. А в хате, где оставляли лукошко с зерном, проводилось обрядовое застолье. Главным угощением считался хлеб с медом. По весне собранное зерно вновь раздавали - каждому по жменьке, чтобы оно перемешалось с посевным и дало добрый урожай.