Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


«Любить музыку - моя профессия»

Участник известного в Москве струнного коллектива «Романтик-квартет» Сергей Асташонок родом из Беларуси. Расспросили его, как отличать Моцарта от Бетховена и почему иногда неприлично аплодировать на концерте

Фото из личного архива

- В вашем детстве многих детей отдавали «на скрипку, на пианино». А как вам досталась виолончель?

- Родители сначала хотели, чтобы я играл на баяне, как отец. Но я очень мелким был. Какой тут баян? Мой педагог Татьяна Ивановна Мазанова преподавала виолончель. И пошло-поехало. Мы, белорусы, очень целеустремленный и трудолюбивый народ. Думаю, это тоже свою роль сыграло. Мне сказали: «Вот тебе лопата, копай!» Я и копал. Так вышло, что в руки попала виолончель, а не скрипка.

- Не тяжело было ребенку виолончель с собой таскать? Она ведь около пяти килограммов весит.

- Говорят, своя ноша не тянет. И правда. К тому же виолончель значительно легче баяна.

- Мозоли на пальцах от струн были?

- Случалось. Но быстро проходило.

- Когда увлеклись музыкой серьезно?

- Случайно. Я и в Москву перебираться не собирался. Готовился к поступлению в Минскую консерваторию. Неожиданно мои одноклассницы позвали в Российскую академию музыки имени Гнесиных на день открытых дверей. Поехал за компанию… и поступил. Это был 1986 год. Моим музыкальным «крестным отцом» стал педагог по квартету Народный артист РСФСР Валентин Берлинский. Он открыл мне глаза на музыку по-настоящему.

- Говорят, струнный квартет - это идеальное сочетание инструментов. Почему именно квартет, а не оркестр?

- Играть в оркестре не так интересно. Меньше творчества, ты подчинен воле дирижера. Пусть даже гениального. Валентин Берлинский любил говорить: «Чайковский написал для скрипки один концерт, но при этом три струнных квартета! И какие!» Думаю, именно квартеты были естественной и значимой формой выражения для Шостаковича, Бетховена, Чайковского, Бартока и многих других композиторов.

DSC_0381.JPG

- «Романтик-квартет» - один из лучших камерных коллективов не только Москвы, но и России. Когда и кем он был создан?

- В классе Берлинского в 1990 году. Сначала это был просто студенческий квартет, но в один прекрасный момент я понял, что хочу играть в квартете серьезно и долго. Искал единомышленников, кто-то приходил, кто-то уходил. Квартет - очень сложный организм, необходимо не только профессиональное взаимопонимание, но и психологическая совместимость. С Николаем Саченко (скрипка), Михаилом Болховитиным (скрипка), Андреем Усовым (альт) – и я на виолончели - играем с 2000 года.

- А главный кто?

- Руководителя у нас нет. Но решение организационных вопросов у меня получается лучше.

- Судя по названию, в основе репертуара романтическая музыка?

- Название больше отражает романтическое мироощущение. Думаю, каждый человек в душе немного романтик, тем более, музыкант. Репертуар у нас разнообразный. Недавно даже добрались до Баха, до его «Искусства фуги». Есть и современные сочинения. Но в основе репертуара русская музыка, прежде всего, Чайковский, Бородин, Шостакович, Прокофьев, Вайнберг.

- Большая часть публики не отличит Моцарта от Бетховена. Как научиться разбираться в музыке?

- Все что требуется - прийти в зал с открытой душой. Многие не знают, например, что нельзя аплодировать между частями одного сочинения. Но это не так уж важно – хлопайте на здоровье, если нравится! Не проблема. Оставьте комплексы, мол, я ничего не понимаю, это не для меня, и вы постепенно начнете чувствовать музыку.

Любить музыку - моя профессия. Но этому можно и нужно учиться. Я уверен, что интерес к музыке нужно прививать в семье, в школе, на студенческой скамье. Такой предмет должен быть в программе обязательным, а не факультативным.

- Чем вас увлекает преподавание?

- Преподавание – это призвание. Надеюсь, оно у меня есть. Я веду класс квартета в ГМПИ им. Ипполитова-Иванова. Многие годы на себе чувствовал педагогическое волшебство Валентина Берлинского, его умение вдохнуть в нас настоящую жизнь за инструментом, наблюдал за его работой с другими квартетами. Есть чем поделиться со студентами. Это какая-то особая радость и удовлетворение, когда получается что-то сотворить вместе с начинающими музыкантами.

- На какой площадке мечтаете сыграть?

- Сегодня стал мечтать не о площадках, а о музыкальных произведениях. Счастлив, что довелось сыграть двухвиолончельный квинтет Шуберта, три квартета и секстет Чайковского, оба квартета Бородина, многие из квартетов Бетховена и Шостаковича. Но сколько шедевров еще не сыграно!

- Вы уже тридцать лет живете в России. Белорусский язык не забываете?

- «Разумею, размаỹляю» (Понимаю, говорю. – Ред.). У нас была серьезная школа. Мой педагог по белорусскому языку был знаком с классиками белорусской литературы Янкой Купалой и Якубом Коласом. Помню, через пять лет после окончания школы, приехал на сбор выпускников. Вышел на сцену и произнес приветственную речь на белорусском языке. И потом получил самую главную оценку - учительница подошла, расцеловала и сказала: «Сярожа, дзякуй табе*!» (Сережа, спасибо тебе. – Ред.). Но я горжусь тем, что живу в России, могу заниматься любимым делом, чувствую себя как дома. Может это потому, что я вырос в Советском Союзе?

Справка «СВ»

Сергей Асташонок родился в 1967 году в Полоцке. Учился в Республиканской школе-интернате имени Ахремчика в Минске. В 1983 году стал лауреатом Республиканского конкурса средних специальных музыкальных учебных заведений. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Со студенческих лет увлекся камерным музицированием. В составе «Романтик-квартета» стал лауреатом Vи VIIМеждународных конкурсов имени Шостаковича. Участник многих музыкальных фестивалей.