Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Елена Яковлева: Сыграв Каменскую и Бабу-Ягу, не стала на них похожа

Народная артистка России рассказала «СВ», когда почувствовала себя москвичкой, почему Настю Каменскую можно считать белоруской и о том, за что любит кактусы

В новом фильме "Последний богатырь" актрису так мастерски загримировали, что она и сама с трудом себя узнает в сказочном персонаже. Фото: РИА Новости

НЕ НАДО ЛОМАТЬ МОЗГ

- Вы четверть века работали в театре «Современник», но шесть лет назад ушли. Не жалеете?

- Конечно, потеряны были роли, которые мне нравились, но поскольку каждую из постановок играли очень долго, некоторые по два десятка лет, эмоции были уже не те. Новых ярких ролей не было. Поэтому можно было досиживать до конца, но не снести больше яйца. Так многие делают, но это не по мне. Считаю, что поступила правильно: в «Современнике» мне просто не было уже места.

- Худрук театра Галина Волчек - личность легендарная. В вашей судьбе она что-то изменила?

- Галина Борисовна - мой любимый театральный режиссер. Все прекрасное, что должно быть у актрисы в театре, а это прежде всего много трудной работы, дала мне она.

- Но вы работали и с другими знаковыми и оригинальными режиссерами, такими как Римас Туминас и Анджей Вайда.

- В спектакле «Играем Шиллера!..» досталась роль Марии Стюарт. Туминас вовлек в неожиданную режиссуру. Это сейчас все знают его стиль, а тогда была первая постановка в Москве. Не покидало ощущение, что во время репетиций тебе чего-то не договаривают, до самого конца ты не понимал, что из этого получится. А оказалось, он видел спектакль с самого начала, а нас просто пытался сделать сопричастными к своему творчеству.

Анджей Вайда пришел ставить «Бесов» абсолютно с другой концепцией: мы должны были выучить текст инсценировки, которую он ставил в театрах многих стран. Я, например, приступила к работе с разочарованием, мы же привыкли рождать спектакль в муках, а тут: «здесь сядешь именно на этих словах, здесь пауза...». Но больше всего поразило, что, поставив этих «Бесов» десяток раз, на репетициях Вайда вел себя так, будто делает это впервые.

- После ухода из «Современника» сложа руки не сидите?

- Играю три антрепризы. Сейчас участвую в двух премьерах: «Старый дом» в Центре драматургии и режиссуры и «Эта прекрасная жизнь» в Московском драматическом театре имени Пушкина. В последней, по сюжету, немолодая голливудская пара выживает, устроив частный театр. Мне эта пьеса понравилась тем, что веселая, не всегда же нужно ломать мозг над тем, «что хотел сказать автор». Иногда хочется просто посидеть, посмеяться, получить удовольствие. В кино тоже активно снимаюсь. Выходит 6-й сезон «Склифосовского». Только-только на экранах появилась картина «Последний богатырь», Бабу-ягу там сыграла.

ГЕРОИНЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

- В кинематографе прошли настоящую школу отца и сына Тодоровских.

- Четыре фильма с Петром Ефимовичем, в том числе «Интердевочка», и «Мой сводный брат Франкенштейн» с Валерием. Первый сделал для меня в кино то, что Галина Волчек - в театре. Показал этот особый мир во всех его реалиях, и я поняла, как должна работать актриса, чтобы кино называли искусством. Но не объединяла бы отца и сына, это два очень разных режиссера и человека. Если Валерий в большей степени - мозг и идет от интеллекта, то Петр Ефимович - сердце, всегда шел от эмоций. Его «Интердевочка» потому всех так зацепила, что режиссер вложил в эту картину много души.

- К тому же очень смелый и откровенный фильм. Не страшно было за такую работу браться?

- Мы должны были показать эту героиню, время потребовало: оказалось, что они у нас есть - девушки с «пониженной социальной ответственностью». Их же все время не было и вообще секса в стране не было, а тут вдруг вон оно как. Меня любят спрашивать, аукнулась ли мне каким-то образом роль Тани Зайцевой. Совсем нет. А снимаясь, была счастлива, что понимали с Петром Ефимовичем друг друга с полуслова. У него же были муки адовы, пока искал героиню, не знал, какой она должна быть, кого выбрать, как снимать.

- Правда ли, что на Совете при Президенте РФ по культуре и искусству вы даже выступали за легализацию сферы сексуальных услуг?

- В Совете таких вопросов не стояло. Просто в интервью как-то сказала, что, может, легализовать эту деятельность, все равно жрицы любви стоят на улицах, и их освещают фарами? Более того, в Москве в 90-х выпускались журнальчики со схемами публичных квартир, подобно схемам метро. Их засовывали в машины. Как бы ни хотели избавиться от «интердевочек», бизнес-то процветает.

ШИШКИ МОЛОДОСТИ

- В мелодраме «Спасибо за любовь» месть невестки едва не стоила жизни вашей героине. Вы сами не так давно стали свекровью. Оценили сложность таких отношений?

- История фильма правдоподобна. Особенно если молодые живут вместе с родителями под одной крышей, без недоразумений не обойтись. Когда мама моего мужа ненадолго приезжала к нам в гости, уже на второй или третий день иногда хотелось спросить: «А вам на какое число брать обратный билет?» Значит, действительно что-то такое существует. Люди, конечно же, сразу стать родными не могут. Только с течением времени, когда свекровь сумеет принять как родную ту девушку, которую полюбил сын. Вот что по-настоящему может их породнить, так это внуки.

К счастью, у нас таких проблем нет. У Дениса квартира, они живут отдельно. Конечно, перезваниваемся, регулярно встречаемся. Они очень хорошо начали свою семейную жизнь, решили делать ремонт. Я только приготовилась финансово вливаться, как они сказали: «Нет, мы все сделаем своими руками». Видела их, заляпанных краской, замызганных, но счастливых.

- В воспитании сына тоже наверняка были точки преткновения?

- Помню, после первой или второй татуировки я сказала Денису: «Есть люди, которым это идет, тебе, как мне кажется, не очень». Но переубеждать человека в семнадцать лет бессмысленно. Видимо, пока сам не набьешь шишек, ничего не изменится. Вот дошло: понял, остановился.

Теперь лично я озадачена тем, как это можно убрать. Ищу какие-нибудь чудесные нанотехнологии, с помощью которых можно было бы
растворить эту краску (смеется).

- Кстати, о чудесах. Вы исполнили роль одной из самых таинственных фигур ХХ века - Ванги. Верите в мистику?

- Не могу отрицать, что сверхъестественное существует, потому что тому есть примеры. Ванга много раз показала людям, что ее предсказания сбываются. Допускаю, что иногда это было совпадением. На общение с ясновидящей людей толкали чаще всего трагические ситуации, которые нужно было во что бы то ни стало разрешить, а обычными способами не получалось. Знаю одно, была она хорошей: если видела что-то очень страшное, не говорила об этом человеку.

«ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ СЛУШАЛА СТОЯ»

- Говорят, вы заядлый огородник, большой урожай в этом году собрали?

- О, да (смеется). За лето была на даче раз шесть. И ничего там у меня не растет, кроме цветочков, которые посадила лет двадцать назад. Ирисы, флоксы - разрослись неимоверным образом. Мечтаю: выйду на пенсию, буду рассаживать.

- Любимые цветы есть?

- Однажды брякнула журналисту, что нравятся орхидеи. Так мне до сих пор их носят. А на самом деле сейчас влюблена в кактусы. Они, оказывается, очень разные, и их огромное количество, места мало занимают, и поливать не надо. При этом очищают воздух, поглощая ионы, которые идут от экрана компьютера. Ну не прелесть ли!.. А еще есть поверье, что того, кто увидел, как цветет кактус, ждет долголетие и доброе здравие.

- Есть еще одна легенда, о том как вы заставили приемную комиссию в театральном слушать стоя. Как этого можно было добиться?

- Упасть в самом начале. Именно так и сделала, когда читала отрывок из «Воскресения» Толстого. Правда, у Льва Николаевича было написано - «Катюша Маслова рухнула на колени», но так всякий дурак сможет. Придумала упасть плашмя. Они, конечно, привстали, потому что было плохо видно. Так и слушали, пока я читала монолог.

ВТОРАЯ РОДИНА


Жила в квартирах Каменской, так удобнее

- Вы приехали в Москву в 1980-м, помните свои ощущения?

- Наша семья все время жила в маленьких городах, о таком масштабе я и не думала. Страшновато было одной в этом огромном «каменном мешке», каким поначалу показался мне город. Первое время жила в гостинице «Золотой колос» на ВДНХ - в маленькой пятиэтажке за павильоном «Космос». Каждый день видела сотни людей, приехавших в Москву из разных мест, я и сама была дитя Советского Союза. До сих пор трудно представить Беларусь или Украину в отрыве от России. Даже люди из Прибалтики, которая в советском кино часто играла роль дикого Запада, в личном общении казались родными, несмотря на всю их надменность. Никто никогда не подчеркивал, откуда приехал, вот сейчас этому придают значение, даже политический оттенок. Я же отношусь к представителям всех этих стран по-прежнему.

- Сильно изменилась Москва за 37 лет?

- Многие места не узнаю совсем! ВДНХ, например. У выставки стал такой солидный вид. Раньше это было очень веселое место, где в каждом павильоне гуляли по-своему. Тут ракета летит, там колхозница с рабочим стоит, здесь фонтаны с золотыми фигурами… Я ходила и думала: «Мама родная, вот это столица, вот это мегаполис!» Себя москвичкой ощутила только спустя долгое время. Но поскольку мне постоянно звонят из всевозможных программ про «понаехавших», забыть, что я не коренная, не дают.

- У вас еще многое связано с Беларусью...

- Впервые снималась в Минске в картине Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра». Причем происходило это как раз в то время, когда рвануло в Чернобыле, в мае 1986 года. В городе все чистили день и ночь, и с того момента мне стало казаться, что это, наверное, самый чистый город в мире. А вообще, если вспомнить, все радовались, что в газетных киосках продавалось красное сухое вино. Говорили, защищает от радиации.

- Что уж говорить о сериале «Каменская»...

- Наверное, ни в одном городе я не останавливалась столь во многих местах, как здесь. Еду по улице и отмечаю - тут жила, тут и там тоже. Десять лет работы над «Каменской», шесть сезонов, значимая страница в моей жизни. Каждый сезон, а иногда и каждую серию, мы снимали в новой квартире. Никаких гостиниц не брали. Но я предпочитаю, чтобы зубная щетка и тапочки были всегда под рукой, поэтому и жила в квартирах Насти Каменской. Мне так было удобно.

- То есть Каменскую можно назвать стопроцентной минчанкой?

- Конечно!

- Не утомляла ли такая долгая работа над одним и тем же образом?

- Первые романы Марининой, которые сценаристы взялись превратить в сериал, были необычайно кинематографичны. Всем было интересно, потому что истории преступлений не повторялись, детективы разные. Сценаристы, режиссеры и операторы ответственно подошли к работе, у нас был долгий подготовительный период. Поэтому первые четыре сезона оказались такими сильными, зрители сразу это оценили.

В съемочной группе мы тогда только знакомились, к третьему сезону сроднились. Потом по очереди стали от этого уставать. Кто-то просто сбегал, и его героя приходилось убивать. Наверное, надо было вовремя остановиться… Но говорят, что седьмой сезон будет. Посмотрим.

- Думаете, интерес к этому сюжету не ослабел?

- Прелесть детектива в том, что каждый думает: я - такой умный, быстрее этих тупых следователей все понял. В этом заключается главный зрительский интерес: когда, сидя на диване, он считает, что раскрыл бы преступление быстрее, чем за пять минут.

- Роль Каменской вам настолько к лицу, что так и хочется спросить: она вас изменила?

- И вы туда же: вот сейчас я сыграла Бабку-ёжку в фильме-сказке «Последний богатырь», и что, теперь мне надо думать, как она меня изменила?..

ДОСЬЕ «СВ»

Елена Яковлева родилась в 1961 году в Новограде-Волынском (Украина). Окончила ГИТИС. Больше 25 лет работала в театре «Современник». На экране дебютировала в фильме «Двое под одним зонтом» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Снялась более чем в полусотне фильмов, среди них: «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Мой сводный брат Франкенштейн». Известна как актриса сериалов: «Преступление и наказание», «Курсанты», «Каменская», «Вангелия» и др. Народная артистка РФ. Лауреат Госпремии РФ, двух премий «Ника», «Золотой орел», ТЭФИ и других.