Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Феномен Финберга

Знаменитый дирижер Михаил Финберг тридцать лет успешно руководит Национальным концертным оркестром Беларуси. Все эти годы неутомимый маэстро верен себе - только живой звук и лучшие исполнители

Фото: БЕЛТА

Никакой «фанеры»

- Вы стояли у истоков «Славянского базара». Вспомните, как все начиналось?

- Знаменитому музыкальному форуму предшествовал Всесоюзный фестиваль польской песни, проходивший в 1988 году в Витебске. На праздник пригласили и наш оркестр. Город стремительными темпами приводили в порядок. Сцену построили за рекордные 8 месяцев! Архитекторы на ходу рисовали чертежи и тут же передавали их строителям. Помню, как шагами измерял сцену будущего Летнего амфитеатра. Почти 30 лет на этой площадке выступают наши лучшие артисты и музыканты. Мы должны этим гордиться.

- Как изменился фестиваль за эти годы?

- На «Славянском базаре» зритель слышит живое выступление исполнителей по аккомпанемент оркестра. Во времена, когда современная эстрада чаще всего предлагает «фанеру», это дорогого стоит. К сожалению, сегодня со сцены амфитеатра звучит все меньше белорусской национальной музыки, а ведь это наше наследие, и мы должны его беречь и сохранять.

- Чем порадуете публику в этот раз?

- 15 июля готовим грандиозный юбилейный концерт, посвященный легендарному композитору Александру Зацепину «Есть только миг...». Полюбившиеся всем хиты исполнят Руслан Алехно, Азиза, Глеб Матвейчук, Оксана Богословская, Роза Рымбаева...

В этот же день ближе к ночи состоится конкурс исполнителей эстрадной песни, которой по традиции проходит под звуки нашего оркестра. Ребята из 21 страны продемонстрируют свои таланты и мастерство.

- Как Вы оцениваете шансы участия в конкурсе белоруса Егора Шаранкова?

- На отборочном туре пел он хорошо. Егору всего 19, но за его плечами опыт республиканских и международных конкурсов, фестивалей и известных телепроектов. В моем оркестре не «прописываются» бездарности. Егору, как и всем конкурсантам, желаю выступить достойно.

- Молодым музыкантом сложно попасть в Ваш оркестр?

- Одного таланта и громких званий недостаточно. Сегодня у нас столько лауреатов! К сожалению, это не всегда показатель высокого уровня исполнителей. К нам не попасть без должного образования. Большинство наших музыкантов имеют за плечами не только консерваторию, но и аспирантуру. Выпускники Академии музыки стажируются у нас два-три года, шлифуют мастерство. Если испытательный срок пройден успешно – добро пожаловать в наш коллектив. Сегодня в оркестре много народных, заслуженных артистов, лауреатов престижных премий, а также доктора и кандидаты наук. Мы никогда не работали под фонограмму и гордимся этим. Не зря нас называют «оркестр живого звука».

Угадал мелодию - стал знаменитым

- Что Вас связывает с Россией?

- В молодости я попал в Курск. Служил там в армии, играл в военном оркестре Курского музучилища, где преподавали выпускники Московской консерватории.

Моими наставниками и друзьями были Юрий Саульский, Вадим Людвиковский, Георгий Гаранян, Анатолий Кролл. Нет такого российского артиста, с которым бы мне не удалось поработать – Людмила Гурченко, Лариса Долина, Алла Пугачева, Филипп Киркоров. В свое время в одном только концертном зале «Россия» и Большом Кремлевском дворце мы отыграли более 80 программ.

- Какую роль в судьбе оркестра сыграл российский проект «Угадай мелодию»?

- На знаменитую телепрограмму меня пригласил Влад Листьев. Участие в проекте принесло нам огромную популярность на постсоветском пространстве. Мы записывали сотни программ, которые смотрели тысячи зрителей.

- Кто из звезд союзной эстрады получил путевку в жизнь в Вашем оркестре?

- Музыкальную карьеру под моим руководством начинали Дмитрий Колдун, Бьянка, Яков Науменко, Алексей Хлестов, Инна Афанасьева, Ирина Дорофеева, Петр Елфимов, Саша Немо, Лариса Грибалева и многие другие. Сейчас они успешные артисты, и я горжусь, что в свое время поддержал их. Главное, чтобы они любили и уважали свою страну и своего зрителя.

Большую музыку в малые города

- Вы чемпион по организации и проведению международных и национальных фестивалей, концертов, авторских вечеров. Причем, большинство из них проходят в небольших белорусских райцентрах.

- Я родился в небольшом городе Мозыре. Не понаслышке знаю -- в маленьких городах живут очень культурные люди. Лет двадцать назад, когда только начали гастролировать по стране и приехали в Несвиж, переживал, не знал, как нас примут зрители. Опасения были напрасны — таких оваций не слышал нигде. С оркестром мы объехали всю страну, создали три сотни программ в культурно-исторических центрах малых городов. Наш график выступлений расписан на год вперед.

- Как пришла идея устраивать концерты на заводах?

- Маститые советские музыканты, дирижеры часто выступали на предприятиях и заводах. Я перенял эту практику. С какой теплотой к нам относятся простые рабочие! Причем музыка у нас серьезная – инструментальная, джазовая. Но послушать музыку в цеха МТЗ, БелАЗа, Мозырского нефтеперерабатывающего собирается, мне кажется, весь коллектив предприятия.

Работаем в любых условиях. Помню, на улице ноябрь, помещение не отапливается. Начали играть. Смотрю на зрителей, они зябнут, но с концерта не уходят. Как не выступать для таких преданных слушателей?

- С таким плотным графиком находите время на отдых?

- Отдыхать некогда. Оркестр – моя семья, все свободное время отдаю ему.

- Какая музыка звучит у Вас в машине?

- Хорошая. Она должна быть написана талантливым композитором, а не жуликом. Раньше столько усилий нужно было приложить, чтобы твоя мелодия зазвучала в эфире: были критики, цензура. Отбор проходил жестко и строго. Сейчас все со знанием трех аккордов считают себя композиторами и аранжировщиками.

С человеком-легендой «познакомила» армия

- К юбилею Владимира Мулявина Ваш оркестр готовил большую программу. Расскажите о вашем знакомстве с Песняром.

- После службы в Курске перевелся в Минск, выступал в военном оркестре. Однажды нас повезли на концерт в Дом офицеров. Одним из первых на сцену вышел солдат с гитарой и спел «А я иду, шагаю по Москве». Было в нем что-то цепляющее, живое, я сразу подумал – это будет большой музыкант. После концерта мы познакомились, обменялись парочкой фраз и разошлись. Русоволосым парнем оказался Владимир Мулявин. Он был настоящим патриотом, который прославил белорусскую песню на весь мир, внес в нее особенное, современное звучание. Помню, приехал на гастроли в Челябинск, вечером зашел в ресторан поужинать. Каково было мое удивление, когда на другом конце Советского Союза я услышал целых три композиции на белорусском языке. Пел их Мулявин.

Досье "СВ"

Михаил Финберг родился в 1947 году в городе Мозырь Гомельской области. Экстерном окончил Белорусскую государственную консерваторию, а позже и аспирантуру по специальности «дирижер». 30 лет он является бессменным художественным руководителем Национального академического концертного оркестра Беларуси. Творческая работа Михаила Финберга отмечена орденом Франциска Скорины, Благодарностью и специальной Премией Президента Республики Беларусь, премией Союзного государства в области литературы и искусства. Он является членом совета по культуре Министерства культуры Беларуси, Комитета по государственным премиям Беларуси; был членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь двух созывов. Почетный гражданин городов Мозыря, Несвижа и Минской области.