Неси, реченька, веночек на тот бережочек
Спать в самую мистическую ночь в году считалось грехом. На Купалье белорусы издревле жгли костры и пускали венки до первых лучей солнца
НАШЕСТВИЕ В АЛЕКСАНДРИЮ
В этом году народный праздник республика отмечала с размахом. Купалье выпало в ночь на пятницу - гуляли три дня и три ночи.
Самым масштабным праздником отличился агрогородок Александрия на Могилевщине. На живописном берегу Днепра собрались сто тысяч гостей из Беларуси, России, Литвы, Эстонии, Латвии, Польши, Украины и Германии.
В одночасье небольшой поселок, через который некогда шел легендарный путь «из варяг в греки», превратился в шумный средневековый город: базарная площадь, лавки торговцев и мастерские ремесленников. Можно сувениры, конечно, и купить, но самому сделать - куда интереснее. А можно выткать поясок, сплести красивый венок из полевых цветов и трав. Народные мастера с удовольствием делятся секретами.
А на «Друкарскім двары»* установили настоящий печатный станок. Такой, как пятьсот лет назад был у Франциска Скорины:
- Мы собрали его по чертежам XV века. Бумагу тоже сделали по старинному рецепту, - говорит мастер Геннадий Катлинский. - Теперь каждый может побывать в роли первопечатника.
А еще были - воздушное шоу, выставки народных умельцев, квест «В поисках цветка папоротника». Правда, нашел ли кто волшебную папараць-кветку**, так и осталось тайной.
К ночи веселый шум над Александрией становился все громче. На берегу разгорелся исполинский купальский костер, а девушки пускали венки на воду. Все знают старинное гадание: расплетется или утонет - не выйдешь в этом году замуж, доплывет до другого берега - можно собирать приданное.
А для тех, кто через костер прыгать не захотел, зажигали участники гала-концерта «Купальский сон», и сверкало лазерное шоу, в котором добро в конце концов победило зло под всполохи шикарного фейерверка.
ИГРА С ШАМАНОМ B ВОЛШЕБСТВО ТРАВ
Не скучали и те, кто остался в Минске. В Ботаническом саду гостей встречала красавица Купалинка в льняном платье. Вход в цветочное царство через символичные «травяные ворота» - на счастье и удачу.
Наши предки верили: в волшебную ночь многие растения заряжаются особой магической силой, которая защитит от бед и напастей. Под песни фолк-ансамбля «Щодрыца» гости водили хороводы, разучивали польку и плели душистые венки.
Многолюдно было и на другом конце города - на берегу Свислочи - в старинном Лошицком парке. Ближе к ночи на огромном трехметровом костре запылало чучело Мары - богини зимы, жизни и смерти.
А в парке-музее интерактивной истории «Сула» под Минском можно было погадать на таинственных рунах и поиграть в кости с шаманом. Самые смелые отправились на деревянной ладье сражаться с водными чудищами.
Одним костром здесь дело не ограничилось. Устроили настоящее файер-шоу. На огромной сковородке испекли румяный блин «Купальский хоровод», голодным с праздника не ушел никто.
Обычай
До первой росы нельзя
В Красноярском крае тоже отмечали праздник летнего солнцестояния.
Босиком, в длинных русских сарафанах, с распущенными волосами и венками, сплетенными из двенадцати трав… В поселке Шушенском, на юге Красноярского края, прошел традиционный фестиваль этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Одним из самых красивых его элементов был праздник Ивана Купалы.
- Мы организовывали это действо с нашими студентами, - рассказывает Светлана Майзингер, завотделением сольного и хорового пения краевого колледжа искусств. - В Шушенском к нам присоединись гости фестиваля, человек двести, не меньше. Но это не шоу. Когда оказываешься наедине с природой, действительно чувствуешь магию.
Что было потом, многие себе легко представят: высокие костры, хороводы, забавы и песни. И так до глубокой ночи. Через несколько часов все были счастливые и очень усталые. Но спать никак нельзя. В шесть утра еще один важный обряд. Только солнце встанет, надо идти на сбор росы. Девушки в нарядных русских платьях снова распускают волосы, берут простыни и волочат их по свежей зелени, чтобы собрать первую утреннюю влагу. Ей они умываются, что означает очищение, веру в добро и светлый путь.
Привет с Байкала
Чудеса в короне из ромашек
Под Иркутском провели древний обряд, посвященный солнцу, огню и воде.
- Шукаем папараць-кветку!
Да, ботаники настаивают, что никто не видел, как цветет папоротник. Но уже не одну тысячу лет славяне в Купальскую ночь ищут его, веря, что чудеса бывают.
- Как и наши предки, за пару часов до заката мы собрались на большой поляне, - говорит зампредседателя Федеральной национально-культурной автономии белорусов России Олег Рудаков. - Девушки собрали букеты цветов, сели в круг и под старинные песни взялись плести венки - обереги. По поверьям, в Купальскую ночь очень сильна магия, не только добрая, но и злая. От нечисти надо защититься. А как? Венками, особая сила в которых будет, если плести их всем вместе…
Но вот надели девушки на русые головы славянские короны из ромашек. Начинает темнеть. И как в древности молодой красавец - князь Купалеж, выбранный из числа хлопцев, зажигает костер и кличет Купалинку, главную героиню праздника, дочь бога Солнца…
- Наши предки были хлебопашцами и посвящали этот красивый праздник Солнцу, от которого зависела вся их жизнь, - объясняет Олег Рудаков. - Считали, что своей энергией поддерживают энергию светила. Поэтому игр, танцев, молодецких схваток тут вдоволь. Парни и девушки приглядывались друг к другу, прыгали через костер, даже целовались во время игр. Но вот уединиться было нельзя, это осуждалось.
Иркутские белорусы постарались возродить все традиции. На праздник приходят в национальных костюмах, на Купалинке - обязательно белый наряд. Очищение, как и две тысячи лет назад, проходят всеми стихиями - огнем, прыгая через костер, землей (тут пригождается отвар из целебных трав), а на рассвете - водой Ангары.
* - Печатный двор
** - Цветок папоротника