САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Людмила МИНКЕВИЧ

Возвращение Караченцова

Осенью на экраны выйдет первый фильм Александры Бутор на «Беларусьфильме» – «Белые росы. Возвращение». Это продолжение легендарного советского фильма с участием Николая Караченцова. Появится Николай Петрович и в этой картине – впервые после автомобильной аварии, в которую попал 9 лет назад.

   – Александра, вы родом из Северной Осетии, а как оказались в Беларуси?
     – Моя мама – осетинка из горного аула. Папа – белорус, служил в Северной Осетии в армии, и, встретившись с мамой, остался там жить. В Северной Осетии родились я и два моих брата. Когда мне было три года, родители переехали в Беларусь. Мама всегда мечтала жить в этом краю. Папа построил большой дом в городе Заславле под Минском и перевез семью.  

     – Не так часто встретишь женщину– режиссера, что повлияло на выбор вами профессии?
     – Не помню, чтобы любила что-то больше, чем кино. Росла на фильмах  Нечаева, позже в моей жизни появились картины Рязанова, Данелии, очень нравились ранние работы Михалкова. К тому же родители были небезразличны к искусству: папа писал стихи, мама много читала. Видимо, творческое начало передалось мне с генами.

     – Начинали вы на телевидении, потом поступили на «режиссуру кино», много ли различий в работе?
     – Законы драматургии одни и те же, но на телевидении работаешь, как на конвейере. Постоянно должен выдавать информацию, творчество уходит на второй план. А кино – это творчество.   

     – Когда вы приступили к съемкам фильма «Белые росы. Возвращение», многие не верили, что у вас что-то получится…
     – К предложению отнеслась спокойно. Больше волновались люди, работавшие со мной на студии, потому что не знали моей творческой биографии. А у меня был опыт работы на больших игровых проектах – три музыкальных фильма на телеканале ОНТ, много клипов. Для меня съемочная площадка была родным домом. Поэтому не скажу, что растерялась. Просто не могла поверить, что мне доверили такой материал.  

     – Одним из сюрпризов новых «Белых рос» станет возвращение на экраны Николая Караченцова. Кто настоял, чтобы он появился в картине?
     – Я и настояла. Жена Караченцова и он сам отнеслись к предложению как к подарку. А «Белые росы» – один из любимых фильмов Николая Петровича. Он как увидел осветительные приборы, камеру, хлопушку, заплакал… Правда, сниматься в запланированный день Караченцов не смог, вынужден был отправиться на лечение в Китай. И мне стоило больших усилий выбить дополнительный съемочный день и все-таки снять его по возвращении.  

     – Кого играет Николай Караченцов?
     – Того же Ваську Ходоса, что и в первом фильме. Эпизод в финале. В 90-е годы Маруся отправила мужа на заработки. Он уехал и пропал на долгие годы. А Маруся поняла, как сильно любит его и что любовь дороже денег. И вот после долгих скитаний по свету Васька возвращается домой. В том же костюме, с той же гармошкой. Роль была без слов. Но Николай Петрович произнес: «Это я, Маруся. Я пришел». Услышав это, заплакала вся группа. Оказывается, Караченцову не раз предлагали что-то сыграть, роли специально писали, но, по словам жены, столь деликатного эпизода, где он мог выглядеть достойно, еще не было. 

     – Картину сдали – вздохнули спокойно? 
     – Как ни удивительно, картина меня отпустила быстро. Может, потому, что я должна была начинать новый фильм – «Сладкое прощание Веры». Но открыла сценарий и поняла, что его нужно дорабатывать. Мы писали его с соавтором Юлей Гирель год назад, а за год столько всего переживешь, что написанное кажется эмоционально ветхим. И хотя я еще была погружена в «Росы», уже думала о сценарии. И в последний день озвучания поняла, что нужно делать с «Верой». В ту же ночь села за сценарий. Работа над «Росами» для меня закончилось.

     – Что это будет за фильм? 
     – Психологическая драма, в которой все построено на тончайших чувствах и переживаниях. Это фильм о духовной любви между пожилой женщиной и молодым человеком, которого она заранее попросила  организовать свои похороны. Весь мир закован в какие-то рамки – этого нельзя делать, того нельзя любить, что скажут люди!.. Наши персонажи пытаются прорваться сквозь эти комплексы. 

     – Почему двух героев играют литовские актеры – Юозас Будрайтис и Неле Савиченко-Климене? 
     – Будрайтис снимается в кино всю жизнь. И у нас был прекрасный опыт работы с ним в «Белых росах». А Неле мне посоветовал Юозас, когда я рассказывала ему о сценарии. Он спросил, какая мне нужна героиня. Я ответила – как Мерил Стрип. Он сразу же назвал Неле. Сегодня, снимая ее в главной роли, каждый день мысленно благодарю Юозаса за эту актрису. 
  
     – Есть ли планы на будущее? 
     – Очень хочу снять фильм о войне. Но не о той, которую показывают в картинах, снятых к 9 Мая. Когда мужчины снимают про войну, появляется ощущение, что они в войнушку в детстве не наигрались. Мне же интересна психологическая сторона – что было внутри у людей, до какого предела доходила боль, которую они выдерживали, что ими двигало, как страдания, грязь, кровь, ужас отражались на них. Эти вопросы во мне просто кричат, потому что я против войны, и мне больно за нынешних людей, которые не вынесли никаких уроков из прошлого и продолжают стрелять друг в друга. 

           – Как относитесь к спецэффектам в кино?
     – Нормально. Если они качественные и драматургически оправданы. Мне понравилось, как показаны первые минуты войны в фильме Игоря Угольникова  «Брестская крепость». Режиссер мог снять просто бомбежку, взрывы, пылающие дома… Но он показывает сонных людей, в пижамах выбегающих из домов и не понимающих, что происходит. Когда война показывается через эмоции людей, это работает по-другому. 

     – Профессия режиссера не из легких, семья одобряет ее? 
     – Привыкли и относятся к моей работе с пониманием. Единственное, от чего страдают муж с дочерью, так это от моих постоянных рассказов о съемках. У меня после площадки накапливается столько эмоций, что сдержать их невозможно.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин: Мы постоянно ведем тонкую настройку институтов и механизмов Евразэс
  2. Лукашенко: Усилия России по укреплению партнерства важны как никогда
  3. Пашинян: ЕАЭС стал значимой для экономик стран-участниц площадкой тесного экономического взаимодействия
  4. Лукашенко призвал как можно скорее признать электронные цифровые подписи в рамках ЕАЭС
  5. Лукашенко обратил внимание на нерасторопность ЕАЭС в промкооперации
  6. Лукашенко выступает за устранение в ЕАЭС национального протекционизма при доступе к госзакупкам
  7. Лукашенко: Первые 10 лет в ЕАЭС пройдены успешно
  8. Путин: Евразийский союз показал свою эффективность в условиях санкций
  9. Заседание юбилейного саммита ЕАЭС в расширенном составе началось в Кремле
  10. Проспект Правды в Киеве переименовали в честь Европейского Союза
  11. ЕС предварительно согласовал использование активов России для помощи ВСУ
  12. Путин: За 10 лет совокупный ВВП стран ЕАЭС увеличился с 1,6 до 2,5 триллионов долларов
  13. Александр Лукашенко прибыл в Кремль
  14. В Мосгорсуде рассмотрена апелляционная жалоба экс-заместителя министра обороны РФ Тимура Иванова
  15. Интерфакс: Проведение МАКС в Жуковском отменено

Парламентское Собрание

Наталия Косихина: Мы все сплотились вокруг нашего президента

Парламентарий поздравила главу государства с инаугурацией

Политика

Юбилейное заседание Высшего Евразийского экономического совета прошло в Кремле

Главы государств-участников отметили, что ЕАЭС демонстрирует явные успехи

МНЕНИЯ

Чтобы неповадно было

Татьяна Вахромеева

Россия проведет учения по применению нестратегического ядерного оружия

Нас провоцируют на нокаутирующий удар

Олег Зинченко

Запад чуть ли не с первого дня СВО муссирует тему ядерных атак со стороны России

Гори, гори ясно

Сергей Андреев

В Германии дотла сгорел один из заводов оборонной компании Diehl, которая поставляла Украине ракеты

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также