САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Театр - общественная кафедра

В творческой биографии Олега Басилашвили начался новый этап:  в Большой драматический театр им. Товстоногова, где он работает уже более полувека, недавно пришел новый художественный руководитель –  известный режиссер «новой волны» Андрей Могучий.

Артисты, как это всегда бывает, когда во главе театра встает человек со стороны, пребывают в смятении. «Нас обуревают разные чувства – тревоги, страха, надежды, грусти, радости, от того, что начинается другая для нас жизнь, – сказал Басилашвили на сборе труппы, когда ей представляли нового худрука. – Каждый из нас сделает все возможное, чтобы мы слились с новым руководителем в одно целое. Мы начинаем новый этап – дай бог, чтобы он был счастливым». Сейчас Басилашвили репетирует с Андреем Могучим «Алису в Стране чудес». В спектакле, премьера которого намечена на декабрь, занята и Алиса Фрейндлих, а также артисты старшего и среднего поколения БДТ.

– Последние годы вы много работали в Москве, столичный зритель видел вас в антрепризных постановках. Это была своего рода творческая эмиграция, связанная с тем, что ваш родной БДТ находился не в лучшей форме? 

– Я не называю это творческой эмиграцией. Моя работа в антрепризе никак не связана с тем, что я делал и делаю в БДТ. 

– Вы  свой приход в БДТ хорошо помните?

– Конечно.  Это было в 1959 году. Я до этого три года проработал в Ленинградском театре Ленинского комсомола. Сыграл там несколько ролей, в том числе Обломова.  В «Ленкоме» была прекрасная атмосфера. И отношения между артистами были хорошие, добрые. Никто никому не завидовал, все друг другу помогали, жили беспечно, весело… А когда по приглашению Георгия Александровича Товстоногова я перешел в БДТ, для меня настали трудные времена. Требования Товстоногова были очень жесткие, на десять порядков жестче, чем в студии Художественного театра, где я учился, и чем в театре Ленинского комсомола. Если ты эти требования не выполнишь – тебе хана. И приходилось себя не то чтобы ломать, но перестраиваться на другое отношение к театру. Это было очень тяжело. У меня даже был момент, когда я хотел уйти из БДТ и уехать обратно в Москву. Но меня удерживало понимание, что такой театр, с таким режиссером так просто не покидают. Мне Товстоногов однажды сказал: «Олег,  я чувствую,  что вы хотите уйти из театра. Прошу вас не делать этого, вы мне очень нужны».

– Ролей в БДТ у вас тогда еще не было?

–  Были, но маленькие. Ну что можно сыграть в роли Степана Лукина в «Варварах» (это была моя первая роль в БДТ), когда рядом такие крупные трагические персонажи, как Надежда Монахова, Черкун? У меня всякие были роли. Но серьезного успеха я не имел. Прорыв произошел на спектакле по пьесе Эдварда Радзинского «Еще раз про любовь». Я там играл роль Феликса, тоже небольшую, но трагикомическую. Феликс – человек, который свою внутреннюю растерянность, ощущение неуместности себя в этой жизни прикрывает шутками, прибаутками, натужным остроумием…

– Это был первый ваш успех на сцене БДТ?

– Да, наверное, первый. И хотя я уже десять лет был актером БДТ, лишь после этой роли попал в обойму артистов, которые нужны театру. Потом я играл Андрея Прозорова в «Трех сестрах». Георгий Александрович находил парадоксальные вещи в моей роли и предлагал это сыграть. Например, у Чехова написано, что Соленый грозится убить  Тузенбаха.  Потом он уходит, появляется Андрей Прозоров и разражается своим монологом. А Товстоногов свел нас вместе. Я говорю: «Георгий Александрович, где тут логика? Ведь если Соленый при Андрее говорит, что идет убивать Тузенбаха, то Андрей должен отправиться к полковнику Вершинину, рассказать ему о намерении Соленого и предотвратить убийство». Георгий Александрович ответил: «Как раз в этом вся суть трагедии русской интеллигенции. Вместо действия она уходит в философистику. Вот вы смотрите на человека, который сейчас идет убивать вашего ближайшего друга Тузенбаха. И думаете: «Сейчас умрет Тузенбах… Вот так поубивают всех нас. Боже мой, как же дико живет Россия!» Вместо того чтобы совершить конкретное действие, вы занимаетесь тем, что сидите и философствуете о бедах России».  Действительно, мы чаще всего только говорим, а действовать не способны. Может быть, именно в этом трагедия русской интеллигенции.

– Вас когда-нибудь снимали с роли?


– Нет, этого не было. Но в непростые ситуации в процессе репетиций мне попадать приходилось. Так было, например, когда я репетировал Хлестакова, а в очередь со мной эту же роль репетировал Олег Борисов. И вот, представьте, сегодня я репетирую, нахожу какие-то важные вещи, назавтра выходит Борисов и закрепляет найденное. Что-то убирает, что-то улучшает. И так день за днем, в течение нескольких месяцев.  Надо ли говорить, что мы оба нервничали. Такая двусмысленность ни его, ни меня не устраивала. Когда приблизилась премьера, я пошел к Товстоногову и сказал: «Георгий Александрович, я не против того, чтобы эту роль играл Олег Борисов, он замечательный артист. Никаких претензий ни к нему, ни к вам у меня нет. Но и Олегу Ивановичу, и мне безумно тяжело репетировать. Потому что мы только тем и занимаемся, что стараемся показать вам, кто из нас лучше. Ситуация ненормальная. Вы просто наносите нам травму, и спектаклю это тоже на пользу не идет. Поэтому решайте. Сыграет Борисов – я буду очень рад. Сыграю я – буду счастлив не менее. Но должен остаться кто-то один из нас. Товстоногов сказал: «Я подумаю». И через две недели оставил меня одного на этой роли. Что Олегом Ивановичем было истолковано так, будто я ходил и просил, чтобы его сняли с роли. Это абсолютная неправда. Я не просил, чтобы снимали Борисова. Я сказал Товстоногову только то, что сейчас говорю вам. И считаю, что мой поступок нельзя назвать неблагородным.

– На что вы готовы ради успеха, а на что – нет?


– Я не знаю.

– Никогда не задавали себе этот вопрос?


– Не задавал. Наверное, не было повода. Ну могу сказать, что ради успеха  я, наверное, никогда не совершал подлых поступков. Вообще, успех – понятие расплывчатое. Иной раз трудно понять, где успех, а где неуспех. Бывает безусловный успех. Вот Андрей Прозоров – это был безусловный успех.

– Андрей Бузыкин, сыгранный вами в «Осеннем марафоне», – хорошо  узнаваемый социальный типаж советской эпохи. Вы можете сказать: «Бузыкин – это я»?

– Думаю, в каждом из нас есть что-то от Бузыкина. Не в том смысле, что приходится мучительно выбирать между женой и любовницей. Человек всегда стоит перед выбором. В любую эпоху. Возьмите Бузыкина. Это типичный сколок советского человека, которому и хочется, и  колется,  и мама не велит. Он теряет себя, потому что все время идет на компромисс. Вот он решает: не подам руки подонку. Но тот подходит: «Здорово, Бузыкин!» И Бузыкин тянет руку. Не подать руку – это же неприлично. И вот такие мелкие-мелкие шажки приводят человека к полной нивелировке. Он становится ничем. Значит, надо в стране создавать такие условия, которые бы позволяли человеку быть самим собой.

– Если бы сегодня пришлось что-то выбирать заново, каких ошибок вы бы не совершили?

– Трудно ответить. Ну, допустим, я бы не уехал из Москвы. Но если бы я не уехал из Москвы, у меня не было бы БДТ, не было бы в моей жизни Товстоногова. И кем бы я тогда стал, тоже неизвестно. Потому что в моей актерской судьбе Георгий Александрович сыграл колоссальную роль. И не только в актерской. Тот шаг, который я предпринял, выписавшись с Покровки, дом 11, был, наверное, судьбой мне предопределен. Хотя потом меня всю жизнь тянуло в Москву, на Покровку, на дачу в Хотьково. Меня несколько раз приглашали к себе в театр очень хорошие московские режиссеры. Это было в тот период, когда Георгий Александрович уже мало работал, его одолевала старость, мучили болезни… И мне казалось, что если я уйду из БДТ, это будет предательством.

– Больше не приглашают?

– Нет. Ну нельзя же каждый день приглашать. К тому же мне через год стукнет восемьдесят…

– А на одну роль в какой-нибудь театр, ну, скажем, в МХТ пошли бы?

– Какая мне разница, в МХТ играть или в родном БДТ. Режиссеры те же. Да и проваливаться лучше в БДТ, чем в МХТ. Вообще, российский театр переживает сейчас очень трудный период. Театр потерял то значение, которое имел в советские времена.  Тогда это была единственная трибуна, с которой можно было не столько даже услышать, сколько почувствовать нечто созвучное твоему пониманию происходящего. Я не говорю о Театре на Таганке, это особая статья. Но вот, к примеру, шло в БДТ «Горе от ума». И всем было ясно, о чем этот спектакль. О том, что даже во времена хрущевской «оттепели» невозможно быть умным человеком. Надо быть таким, как все. А сегодня театр как общественная кафедра перестал существовать. И это печально. Ведь главное предназначение театра – воспитывать чувства, приобщать зрителя к подлинным общечеловеческим ценностям.                   
                                                              Беседу вел Валерий ВЫЖУТОВИЧ
    

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Труп беженки и иностранец в бессознательном состоянии обнаружены на границе с Латвией и Польшей
  2. На Украине американцы испытывают психотропные препараты
  3. Путин: мы должны выбирать кадры из тех людей, которые готовы служить России
  4. Свыше 350 млн руб изъято у подозреваемых в РФ и Беларуси, связанных с даркнет-платформой Hydra
  5. Путин: Отмечая этот праздник, мы отдаем дань уважения традициям нашей государственности
  6. Путин: Прошу всех законодателей уделять особое внимание вопросам межнационального согласия, гражданского мира
  7. Владимир Путин выступает на Совете законодателей в Петербурге
  8. Пентагон признал неэффективность поставленного Киеву оружия
  9. Володин: Тех, кто игнорирует принятые федеральные законы, необходимо отстранять от должности
  10. Володин поднял вопрос низких зарплат воспитателей детских садов
  11. Украинцев смогут уволить с работы, если они умолчат о родственниках в РФ
  12. Володин: Должно быть конкретное министерство, ответственное за вопросы поддержки семей
  13. Украинцы осаждают паспортный центр в Варшаве
  14. Шойгу выразил надежду на скорое вступление Беларуси в ШОС
  15. В Подмосковье спасли из рабства белорусов, которых принуждали к попрошайничеству

Парламентское Собрание

Гайдукевич: Первое ВНС стало фундаментом для тех лет

По мнению парламентария, без референдума и Всебелорусского народного собрания, в стране была бы война

Политика

Александр Лукашенко: Кровавый боевик длиной в десятилетия

О дестабилизационных войнах

МНЕНИЯ

Байден объявил американцев высшей расой

Михаил Васильев

Однажды для Германии такое поведение кончилось очень плохо

Без детей детей снимают

Валерий Чумаков

На экраны страны вышел ремейк культового советского детского сериала. У которого нет шансов тоже стать культовым

Кина не будет – вышка ёк

Павел Родионов

Российский ОПК «обрадовал» противника очередной таинственной новинкой.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также