Теракт в «Крокус Сити Холле» стал спусковым крючком для наведения порядка в миграционной политике
Трагедия в Подмосковье, недавние скандалы с распоясавшимися представителями национальных диаспор в Челябинске, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге - чем не повод разгрести раз и навсегда эти Авгиевы конюшни.
На расширенном заседании коллеги МВД РФ президент Владимир Путин, призвав не использовать теракт в Подмосковье для провоцирования национальной розни, сказал:
- Когда начинаешь разбираться в обстоятельствах того или иного дела, конкретного преступления, оказывается, что человек попал в Россию без особых проблем: прошел все формальности, оформил трудовой патент, имея зачастую за спиной целый букет правонарушений, причем иногда и злостных. Затем он подает заявление на гражданство, даже не зная элементарно русского языка. Здесь необходимы современные, цифровые, электронные базы биометрических данных. Те, что сейчас работают, их, судя по всему, недостаточно. Они не позволяют в полном объеме купировать риски, рецидивы незаконной миграции. При этом наши соотечественники, у которых предки выросли в центральных регионах нашей страны, гражданство порой не могут получить годами. Нам нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике.
Глава государства озвучил как раз то, о чем, не так дипломатично, конечно, рассуждают многие из наших граждан.
Фильтрация и проверка въезжающих — вопрос, безусловно, важный. Сейчас же заботит другой — места массового проживания мигрантов. В хостелах (общежитиях), где живут работники из Средней Азии, все подчинено ритму работы, и ритму отдыха после смен. Но нет и намека на социальную адаптацию.
Понятно, что организациям, которые и нанимают, и устраивают приезжих, нет никакого интереса обучать гастрабайтеров обычаям и традициям территории, где им предстоит работать. А значит, такой интерес должен быть у государства.
ПЕРЕСТРОЙКА СИСТЕМЫ
Заместитель председателя Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонид Калашников в Госдуме возглавляет комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Он прокомментировал «СВ» ситуацию с миграционной политикой в России.
- Недавно Председатель ПС Вячеслав Володин предложил создать рабочую группу для всестороннего анализа миграционного законодательства. В нее включены и вы. С чего планируете начать?
- Вообще, мы эту работу и не прекращали. А группа должна оценить новые факторы, которые возникли в стране в связи, в том числе, и с терактом в «Крокус Сити Холле». Ее создали не только по этому вопросу, но в целом, по проблемам безопасности. И началось все с обсуждения снятия моратория на смертную казнь, когда часто вспоминали при этом Беларусь.
По вопросам миграции работаем уже давно, контактируем с разными структурами. Обсуждали новый законопроект по миграции, который на днях внесло в правительство МВД, и почему не работают уже давно ратифицированные Госдумой соглашения об организационном наборе граждан Узбекистана и Таджикистана (первое приняли еще в 2017-м, второе- в 2019-м, Ред.).
- И почему же они не работают? Ведь там четко прописано, что власти этих стран будут заниматься подбором кандидатов с необходимой квалификацией и опытом, а работодатели должны обеспечить безопасные условия труда, соблюдение условий миграционного и трудового законодательства, своевременную выплату зарплаты…
- Потому, что нашим богатеям выгодно ни за что не отвечать: не размещать мигрантов в общежитиях, не заниматься их медициной, не думать о том, как высылать, если они что-то нарушили. Он дают деньги посреднику. И все.
- Как тогда относитесь к проекту федерального закона, который предложил МВД?
- В новом законопроекте эта система: «работодатель- работник», - по типу ОАЭ, Китая или Беларуси, обсуждается. Например, приехала тысяча человек на Волжский автозавод, не по патенту, как сейчас, а по договору: они там размещаются или в общежитиях, или им предоставляют квартиру, получают гарантированную зарплату. Предприятие отвечает за их медицинское обслуживание, за страховку.
Сюда входит «цифровой профиль» мигранта, обязательная дактилоскопия и подписание «соглашения о лояльности».
Некоторые чиновники раньше отвергали наши предложения. Например, ту же дактилоскопию в аэропортах и местах прибытия. Решение об этом приняли два года назад. И сейчас все мигранты ее проходят. Только когда? После того, как уже приехали в страну: они должны сделать ее в течение тридцати дней. А вообще-то проводить дактилоскопию нужно в месте въезда, чтобы понять: преступник он или нет, находится ли в базе данных. Может, он незаконный мигрант, который уже уезжал от нас, а теперь поменял две буквы в своей фамилии. И таких вопросов очень много, их будут обсуждать в большом, как мы его называем, миграционном кодексе.
ПРОДАЖНЫЙ КАПИТАЛИСТ
- Существует лобби, которое крышует этот процесс?
- Это скорее сами работодатели не хотят платить мигрантам, не хотят нести дополнительных расходов. Я об этом беседовал и с Президентом Узбекистана, когда был там, и со многими другими руководителями стран СНГ. Они же тоже пошли нам навстречу. Мы в том же Узбекистане создали медицинскую структуру, «эмвэдэшную» структуру для проверки мигрантов. Но, к сожалению, наши работодатели-капиталисты, как сказал в свое время еще Карл Маркс, за триста процентов прибыли мать родную продадут.
- Есть способ заставить их играть по правилам?
- Нужно создать единую систему, чтобы не было такого: работодатель делает мигрантам патент, а он потом убегает в другой регион или на другое предприятие в этой же области. Пока по закону ты не можешь заставить их трудится на этом же заводе. Значит, нужна другая система.
ОТКРОЙТЕ, ПОЛИЦИЯ
МВД предложило ужесточить контроль за иностранцами
Сейчас иностранец, желающий легально работать в России, обязан оформить трудовой патент или разрешение на работу. Патент выдают тем, кому не нужна виза. Например, гражданам Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. Те, кто въезжает в Россию по визе, оформляют разрешение на работу. Исключение — граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии. Они могут устраиваться на работу в России без всяких разрешений, потому что эти страны входят в Евразийский экономический союз.
Министерство внутренних дел РФ закончило разработку и внесло на рассмотрение правительства проект федерального закона об условиях въезда, выезда и пребывания у нас в стране иностранцев и лиц без гражданства. Что же он предлагает:
- Снимать отпечатки пальцев и фотографировать всех прибывающих в страну иностранцев. Сейчас дактилоскопия и фотографирование обязательны только для трудовых мигрантов, и для тех, кто планирует остаться больше чем на девяноста дней.
- Срок допустимого временного пребывания, в течение которого граждане других государств могут находиться в России, сокращается: теперь это девяноста дней в течение года, а не шести месяцев.
- Для усиления учета и контроля за пребыванием мигрантов появится цифровой профиль иностранца, в котором будут собраны сведения, содержащиеся в системах всех государственных органов и организаций. Связаны они должны быть «единым уникальным идентификатором».
- Для удостоверения личности иностранца в России хотят ввести единый документ. Он должен заменить все выдаваемые сегодня миграционные справки, которые подтверждают право проживания и работы в России.
- Должны создать отдельные реестры работодателей и иностранных работников. Привлекать к работе можно будет только мигрантов, которые в нем числятся.
- Для правонарушителей предусмотрена возможность высылки или ограничения на въезд. Высылка может назначить как суд, так и органы госвласти во внесудебном порядке.
- Надзор за пребыванием иностранных граждан будет осуществлять полиция.
- Также предусмотрено так называемое соглашение о лояльности, которое заключает иностранный работник: в случае нарушения российского законодательства могут ограничить его права.
ВСЕ ПОД НАДЗОРОМ
Страны Персидского залива -яркий пример, того, как можно навести порядок в короткие сроки
А ведь в некоторых из них, например, в Катаре и ОАЭ, доля мигрантов –едва ли не девяноста процентов населения. Но катастрофы с преступностью и размыванием национальной идентичности не происходит.
Во-первых, там запрещен «дикий» найм на работу. Этим вопросом от и до занимается государство. Оно устанавливает ежегодные квоты на число принимаемых иностранцев и их разбивку по странам. Считают по головам. Квоты согласуют с потребностями бизнеса, но при этом на их размеры влияет и статистика совершения иностранцами правонарушений. Гостям из стран с плохой репутацией не рады. Представители частного бизнеса берут на себя все вопросы с оформлением виз гастарбайтеров, закупки билетов (в том числе, и на обратный путь) и организации их проживания.
Дальше иностранцы должны пройти «фильтры» спецслужб и МВД на причастность к преступности и радикальному исламу. И в случае малейших подозрений им закрывают въезд. На границе они проходят и медицинский контроль. Отказывают во въезде зараженными СПИДом, сифилисом, туберкулезом, прочими опасными заболеваниями, и тем, у кого нет нужных прививок. Затраты на проведение медконтроля и вакцинацию берет на себя работодатель. Он и после обеспечивает иностранцам медобслуживание, лечит за свой счет.
Во-вторых, после всех «фильтров» гастарбайтеров организованно везут в специально построенные для них городки. Обычно они расположены далеко за пределами «спальников». Бесконтрольно покидать их обитателям не дозволяется. На работу и после нее их развозят специализированным транспортом.
Практически никто из трудовых мигрантов, если, конечно, он не суперспециалист (обычно это выходцы из западных стран) не может остаться там больше трех лет (в исключительных случаях - пяти).
За этим жестко следит государство. Депортация проштрафившихся иностранцев раньше срока - на деньги нанявшего их работодателя. Тот, в свою очередь, покрывает издержки за счет мигрантов. За нарушение правил пребывания положено наказание, причем не только административное, но и уголовное, в том числе и для работодателя.
Разумеется, нелегалы там все равно есть, даже при таких строгих правилах. Если поймают, их ждет продолжительный тюремный срок и выдворение из страны. Причем после этого въезд закроют во все государства Персидского залива: они оперативно обмениваются информацией о проблемных иностранцах.
ГОСТЕВЫЕ ВАКАНСИИ
Для приезжих в Синеокой сделали послабления
После обновления в июле прошлого года закона «О внешней трудовой миграции» в Беларуси стало больше сотрудников-иностранцев. Что изменилось? Тем, кто массово привлекал работников из-за рубежа - от десяти человек и больше, теперь не нужно получать на это разрешение у МВД. Коснулись нововведения и иностранных студентов, которые окончили белорусские вузы и хотят проявить свои знания и умения в Беларуси. Таких каждый год насчитывается около пяти тысяч.
- Часть из них хотела бы остаться, но до вступления в силу обновленного закона о миграции это была сложная процедура, потому что получение специального разрешения требует согласования с органами по труду, занятости, соцзащиты облисполкомов, Мингорисполкома. К тому же не все иностранцы могли претендовать на определенные должности. Сейчас все стало гораздо проще. Отменили требование о получении специального разрешения. Оно больше не понадобится и работникам культуры, которые приезжают с концертами в Беларусь, - рассказал начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Бегун.
В документе прописали профессии рабочих и должности служащих, на которые иностранцев можно приглашать без учета национального рынка труда. Среди них водитель авто, слесарь-ремонтник, тракторист-машинист сельхозпроизводства, швея, электромонтер, врач, медсестра и медбрат, фельдшер, ветврач и инженер.
Сейчас в Беларуси трудятся около тринадцати тысяч иностранцев. Например, когда на Минском молочном заводе №1 искали начальника отдела по диверсификации внешних рынков, одним из основных требований было знание арабского языка. Башар Мохамад, который около двадцати лет назад приехал из Сирии и преподавал в БГУ не только на факультете международных отношений, но и на филологическом, владел языком в совершенстве:
- Заинтересовала вакансия, связанная с экспортом продукции и знанием арабского языка. Решил отослать резюме. Мне дали шанс. В Беларуси никогда не чувствовал себя иностранцем. Это очень высококультурная цивилизованная страна, где уютно и спокойно. Здесь живет народ, ценности и мировоззрение которого я разделяю.
ЭКОЗИТИЧЕСКИЕ «ФРУКТЫ»
На заработки к нам едут даже из Малави и Гаити
На заработки в Россию в прошлом году въехало около 3,5 миллиона человек. Для сравнения, в тот же период в 2022 году в Россию прибыло около 5,8 миллиона иностранных граждан.
Основной поток иностранцев идет из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии (87 процентов из этих стран), Армении и Казахстана. Бывают и более «экзотические» места. Так, например, в 2023 году в Россию въехали граждане Бенина, Малави, Гаити, ОАЭ и Доминиканы.
Больше всего трудовых мигрантов оседает в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленобласти. Дальше с большим отрывом идут Краснодарский край, Иркутская и Свердловская области, Приморский край, Амурская и Самарская области, Красноярский край.
Чаще всего иностранных граждан нанимают на работу в строительной и транспортной сфере, торговле, сервисе.
В 2023 году количество иностранных граждан, приезжающих в Беларусь на работу, составило 13 460.
Большинство трудящихся-иммигрантов прибыло по рабочим специальностям - 3 885. В качестве квалифицированных работников и специалистов трудилось 2 155 человек, а также 915 – на должности руководителей, 270 иностранцев прибыли в качестве работников, занятых в сельском хозяйстве, 2 339 – в сфере обслуживания и торговли.