Кашу? Заварили!
Беларусь серьезно продвинулась в производстве питания для самых маленьких. И своих карапузов кормят, и с соседями делятся
Фото: БелТА
Телятина, кролик, пюре из фруктов и овощей, творожки, соки, молоко, кефиры, йогурты, каши - невозможно перечислить все, что предлагают заботливым родителям белорусские предприятия. Ну и самый первый вкус - смеси заменителей грудного молока, если у мамы по какой-то причине его нет. Потребность малышей местные производители закрывают больше чем на восемьдесят процентов едой, приготовленной по самым строгим стандартам качества.
МЕНЬШЕ ЖИРА, БОЛЬШЕ ВИТАМИНОВ
За тридцать лет отрасль, можно сказать, подняли с фундамента: в девяностые ассортимент был без преувеличения скудным. Югославские пюрешки стоически добывали в очередях или по знакомству. Еще в 2011 году отечественного детского питания на белорусском рынке было не больше половины от всего объема. Но за последние пятнадцать лет в республике выполнили несколько госпрограмм именно по производству детского питания.
Поддержка государства принесла реальные плоды, считает заместитель гендиректора НПЦ по продовольствию НАН Беларуси Елена Моргунова:
- Мы постоянно совершенствуем сырьевую базу для такого рода продукции, растет ассортимент. Немаловажный фактор - доступная цена. На нашем рынке 85 процентов продуктов детского питания отечественного производства, и доля будет расти. Мы можем полностью закрыть эту нишу. НПЦ по продовольствию разработало стратегию повышения качества и безопасности. У нас уже больше 350 наименования детского питания. Учтены физиологические потребности детей и медицинские аспекты - производители стали добавлять меньше жира, сахара и соли. Продукцию обогатили полезными добавками - витаминами, макро- и микроэлементами.
Сейчас в Беларуси пять специализированных производств, детским ассортиментом также занимаются Мозырские молочные продукты, Рогачевский молочно-консервный, Малоритский консервно-овощесушильный комбинаты и другие - всего пятнадцать компаний. А в той же Литве или Латвии по одному профильному заводу. Жесткая конкуренция среди белорусских производителей подталкивает их к обновлению ассортимента и повышению качества. Серьезно ужесточили госстандарты на питание детей раннего возраста, что открыло новые рынки сбыта. Более того, многие зарубежные бренды выпускают свои продукты для малышей на предприятиях республики.
ТОЛЬКО ТЯПКА ПРОТИВ СОРНЯКОВ
К слову, у многих компаний сырье - собственное, и это особенно актуально в новых реалиях. По словам заместителя директора по научной работе «Института мясо-молочной промышленности» НАН Натальи Фурик, к продуктам детского питания предъявляют более жесткие требования на всех этапах производства - от подбора сырья до оценки качества:
- Речь идет и о мясе, и о молоке. Предприятиям-изготовителям нужны специальные сырьевые зоны. Это экологически безопасные территории, соответствующие особым требованиям по качеству питьевой воды, кормам, условиям содержания животных.
Специалист по маркетингу компании «Гамма вкуса» Людмила Морская поясняет:
- У нас свой сад и огород, а еще - целый производственный комплекс переработки овощного и фруктового сырья, специализирующийся на выпуске детского питания, соков, овощных консервов, соусов, варенья, пюре-полуфабрикатов. Свои тыкву, кабачки, морковь, яблоки и ягоды выращиваем без химии, с сорняками боремся исключительно при помощи тяпки. Пюре производим прямо в сезон заготовки, когда у даров сада и огорода самая высокая пищевая ценность - витаминов и минералов в них хоть отбавляй. Технология полностью исключает применение любых консервантов, ароматизаторов, красителей и генетически модифицированных компонентов, нет крахмала и других загустителей. Поставляем питание в страны ЕАЭС, Израиль - без страха, что оно в чем-то уступит конкурентам.
Компания в 2022-м отправила на экспорт в два раза больше детского питания, чем за такой же период прошлого года.
АЛЬТЕРНАТИВА
ПОЛЕЗНЫЙ МИКС
Особый высокотехнологичный сегмент - заменители грудного молока.
Потенциал инноваций в этой нише огромный. Волковысский «Беллакт» - единственный в республике завод по выпуску сухих молочных смесей. В этом году там полностью обновили базовую линейку Bellakt Immuno Active и Bellakt Opti Active, усовершенствовав состав. Продукты содержат липиды ARA и DHA, необходимые для полноценного развития иммунитета, головного мозга и органов зрения. В составе олигосахариды - для улучшения пищеварения, снижения риска аллергии, рассказала руководитель отдела маркетинга предприятия Светлана Якубович:
- Производство детского питания - это уже инновация. Оно базируется исключительно на науке. У нас в штате есть отдел медицинского маркетинга, где работают педиатры, и все детское питание разрабатываем в тесной коммуникации с ними. Вся наша линейка, а это больше 65 наименований лечебного и профилактического назначения, - не коммерческий проект, стараемся максимально учесть потребности ребенка.
Доля рынка «Беллакта» в сегменте заменителей грудного молока и быстрорастворимых каш в республике - около восьмидесяти процентов. Компания активно работает и в РФ.
НОУ-ХАУ
КОРМИЛИЦА ЛОШАДКА
В наших странах собираются производить продукты для малышей на основе сырья, полученного от кобыл.
По составу «молоко лошадки» очень близко к женскому и не вызывает аллергии у малышей. В отличие от продукции на основе коровьего молока, новинку можно будет назначать не только для вскармливания, но и в лечебных целях при заболеваниях печени и диабете. Активно развивают это направление в Германии, где кобылье молоко назначают недоношенным младенцам.
В Логойском районе тоже построили кобылью ферму, но пока инвесторы не смогли наладить реализацию. Дело в том, что ее объемов недостаточно в качестве сырья для промышленного производства. Но идея обязательно получит развитие.
Проект по производству детского питания на основе кобыльего молока запустили и в России.
ФАКТЫ
Мировой рынок продуктов детского питания каждый год растет на семь-восемь процентов. Bristol-Myers, Abbott Laboratories и Novartis - крупнейшие игроки в странах Северной Америки. А больше пятидесяти процентов европейского торгового пространства делят Numico, Heinz и швейцарская Nestle. Последней также принадлежит больше 35 процентов продаж в Азии, Латинской Америке и Африке.
Значительную часть российского рынка молочных смесей делят между собой пять производителей, чьи мощности расположены внутри страны: Nestle (Швейцария), Danone (Франция), «Беллакт» (Беларусь), «Инфаприм» и «Фармалакт» (Россия). В 2021 году объем производства заменителей грудного молока составил 32 тысячи тонн.