Шитые золотыми нитками
Восемь столетий в России бережно сохраняют редкое ремесло. В этом году гости фестиваля «Славянский базар в Витебске» познакомятся с работами торжокских мастериц. Некоторые из таких вышивок стоят, как квартира
На панно «Путешествие Пушкина из Москвы в Петербург» ушло 45 километров серебряных и золотных нитей. ФОТО: Дмитрий ВОРОБЬЕВ
ПУШКИН ЕДЕТ В БЕЛАРУСЬ
Солнце русской поэзии Александр Сергеевич прославил Торжок как родину пожарских котлет. Но не только ими славится уездный городок. Здесь уже восемь веков шьют, да не простыми, а золотыми и серебряными нитями. Это ремесло княгиня Ольга подглядела в Византии, где принимала христианство. Высокую особу поразила красота узоров на нарядах, и она привезла технологию на Русь.
- Золотошвейное ремесло сохранилось практически в первозданном виде, - рассказывает экскурсовод Музея золотного шитья Наталья Анцина. - В самом начале и в Средние века все узоры вышивали чистым золотом. Для этого металл переплавляли в тонкую проволоку, а затем наносили на ткань. Но срок службы таких изделий был недолог. «Нити» ломались, мялись, и приходилось сжигать вещь, чтобы собрать золото и снова создать наряд.
Сегодня используются золотные нити, в которых 5 - 8 процентов металла. На панно «Путешествие Пушкина из Москвы в Петербург» ушло 45 километров серебряных и золотных (то есть шелковых или льняных, обмотанных драгоценной проволокой) нитей. Его можно разглядывать часами - сюда вплетены знаменитые сказочные сюжеты. Вот белочка грызет орешки, а это кот ученый вальяжно шагает по цепи, а на другом конце картины из пены морской выходят 33 богатыря.
- Такое же панно есть у Владимира Путина, но с одной маленькой поправкой - его Пушкин едет в Москву, - улыбается Наталья Анцина.
В этом году поэт будет держать курс на Витебск. На фестивале «Славянский базар» гости смогут воочию познакомиться с работами торжокских золотошвей. А на панно «Плодородие» увидеть все швы, которые применяют мастерицы, а их больше двухсот.
- Это уникальная работа и одновременно учебное пособие. Год понадобился золотошвеям, чтобы отшить этот «холст». Если на него взглянуть, мы увидим силуэт женщины. Птицы сверху - это наше будущее, снизу - прошлое. Крона дерева, богато украшенная виноградом, персиками, яблоками, символизирует все доброе, что мы оставим после себя. Нашла отражение в этой работе и судьба человека. Кто-то порхает по жизни бабочкой, а кто-то трудится, как пчела, - раскрывает задумку авторов экскурсовод.
Панно «Сердце России» и «Храм Христа Спасителя» стоит разглядеть еще и потому, что здесь мастерицы используют литой кованый шов. Издалека кажется, что купола сделаны из золотой пластины, но если приглядеться, можно увидеть, как плотно прилегает ниточка к ниточке.
- По качеству исполнения этот шов самый сложный, - признается главный художник предприятия «Торжокские золотошвеи» Екатерина Горенкова. - Сперва не у всех получается, ведь если хоть одна нить выступает, это уже брак.
ПОЯС ЖЕЛАНИЙ
Гвоздем выставки в Витебске станет 12-метровый пояс - самый большой в России. Длина несет в себе некий сакральный смысл - столько месяцев в году, апостолов и главных церковных праздников.
- Целых два года 37 мастериц выписывали золотом на натуральном бархате самую главную молитву христиан от зла - 90-й псалом Давида, - объясняет экскурсовод Музея пояса Екатерина Шульгина. - В древние времена жены зашивали ее в одежду мужей, уходивших на войну. А в Великую Отечественную летчики и священнослужители поднимались с этой молитвой над блокадным Ленинградом. На пояс ушло 52 килограмма золотных и серебряных нитей и 6,5 тысячи кристаллов Swarovski.
На создание пояса торжокских мастериц благословил патриарх Кирилл. ФОТО: Дмитрий ВОРОБЬЕВ
Экскурсоводы проведут интересный обряд, после которого вы загадаете самые сокровенные желания. Говорят, сбываются! Кстати, Пушкин как-то раз послал торжокские пояса, расшитые золотом и серебром, супруге своего друга Петра Вяземского Вере Федоровне, со словами, что теперь она «всю прелесть московскую за пояс заткнет».
Пять лет назад местные мастерицы через Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту передали в дар минскому и брестскому музеям панно, на которых изобразили достопримечательности этих городов и даты освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Белорусы в долгу не остались и подарили Торжку карту Синеокой, вышитую на натуральной коже.
Тема Великой Отечественной войны тоже нашла свое отражение в работах искусниц. В 1941 году, когда Москва с Красной площади провожала на фронт своих сыновей, и в 1945-м - когда встречала победителей, все знамена и одна из копий Знамени Победы были отшиты торжокскими золотошвеями.
- А вот портрет Сталина, - показывает Наталья Анцина. - Его выполнила в ковровой вышивке наша ученица из Петербурга к 70-летию вождя. Над его головой видится нимб, и в какой бы угол зала вы ни встали, будет создаваться ощущение, что вождь смотрит на вас. Такая эпоха была…
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Екатерина Великая как-то раз нарушила протокол и дважды появилась в одном платье на приемах. Самодержица так влюбилась в атласный наряд от торжокских мастериц, что не смогла его повесить навсегда в шкаф. Однажды она собрала из девятнадцати губерний первых красавиц и отправила в Торжок для обучения их золотому шитью. Но ничего из этой затеи не вышло - юным дамам ремесло оказалось не под силу. Чтобы не гневить императрицу, домой они не поехали, попросились остаться.
СЕКРЕТЫ ПРОФЕССИИ
С НАПЕРСТКОМ И ШИЛОМ
От красоты вышивок мастериц можно голову потерять. В чувство приводят цены. К примеру, панно «Соборная площадь» стоит 1,6 миллиона рублей - все ручная работа! В Торжке на эти деньги можно купить двухкомнатную квартиру.
- Можем и за десять миллионов работу сделать, - улыбается главный художник Екатерина Горенкова. - Желание клиента - закон. Создавать такой рисунок - кропотливый, трудоемкий процесс. Сначала художник рисует подробный эскиз в натуральную величину, технолог делает описание, на каком этапе какой стежок надо использовать, сколько сложений нити. Затем на эскиз накладывают кальку, и изображение скалывается иголкой.
- А на ткань как переносится? - выпытываю секреты мастерства.
- Специальным раствором, - отвечает художница. - Для светлых тканей используем смесь керосина и синьки, а для темной - керосин и зубной порошок. Только потом мастерица берет в руки шило, иголку, витейку (деревянное приспособление, похожее на длинную катушку. - Ред.) и начинает творить.
- Пальцы, наверное, все исколоты…
- И не сосчитаешь сколько раз! Бывает, иголка так соскочит с наперстка, что палец распухает. Особенно сложно отшивать военную форму денисовским золотом - оно очень жесткое, у девочек все пальцы изрезаны.
- Красота требует жертв - это про вас…
- Может быть. Вещи получаются - глаз не оторвать, но это не творчество, а именно ремесло. И ремесло очень сложное.
Есть в нем и свои хитрости. К примеру, при вышивке церкви, чтобы придать куполам объем, используют синтепон. А вот до инфаркта мастериц способна довести непредсказуемость ткани. Она может под утюгом дать пятно или уже во время вышивки повести себя непредсказуемо, - говорит Екатерина Горенкова. - Тут надо выходить из ситуации с помощью смекалки, скрывать изъяны. К счастью, такие случаи редко бывают, а то ведь действительно катастрофа!
Берегут мастерицы и зрение. Лишний раз телевизор смотреть не будут или в телефоне зависать, листая социальные сети. Ведь если руки у них и впрямь золотые, то глаза зорче, чем у орла.