Шаг навстречу жизни
Общество стремительно дряхлеет, а всевозможные заболевания так же стремительно «молодеют». Сегодня инфаркт в 25-30 лет уже не сенсация. Что делать? Об этом мы беседуем с главным кардиологом Москвы, заместителем директора Центра сердечнососудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, академиком РАМН, профессором Юрием БУЗИАШВИЛИ.
Общество стремительно дряхлеет, а всевозможные заболевания так же стремительно «молодеют». Сегодня инфаркт в 25-30 лет уже не сенсация. Что делать? Об этом мы беседуем с главным кардиологом Москвы, заместителем директора Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева РАМН, академиком РАМН, профессором Юрием БУЗИАШВИЛИ.
– Действительно ли ситуация с сердечно-сосудистыми заболеваниями в стране, и в частности Москве, достигла угрожающего уровня?
– Сразу замечу, что ситуация пока не катастрофична. Действительно, кардиологические заболевания сегодня заметно «помолодели». Причины этого явления, по сути, известны почти всем: неправильный образ жизни, некачественное и нерегулярное питание, раннее курение и пристрастие к алкоголю, еще страшнее – к наркотикам, недостаток физических упражнений и свежего воздуха – вот неполный перечень того, что регулярно «омолаживает» сердечно-сосудистые заболевания в обществе.
– А стресс?
– Стресс сам по себе – уже финал чего-то негативного в жизни человека. Люди часто не могут найти достойную работу – это стресс. Найдя ее, маниакально боятся ее потерять – опять стресс. Нет квартиры – затяжной стресс. Езда за рулем в нынешних условиях – архистресс. Общение с «обществом» в очередях, на улице – снова стресс. Все это наш организм очень «исправно» аккумулирует и накапливает, что в конечном итоге вместе взятое, как правило, приводит к инсультам, инфарктам и т.д. И хочу как специалист предупредить всех, особенно молодежь: не стесняйтесь обращаться к врачам. Формула «поболит и перестанет» чрезвычайно опасна и вредна. Ведь неслучайно еще до революции было активно развито такое социальное и гуманное движение, как «домашний доктор». Каждый доктор не только просто знал своих пациентов, но и отлично понимал, чего можно ожидать от их здоровья, а значит – и как лечить их впоследствии. Почему? Да потому, что любой пациент верил своему врачу и при малейшем недомогании тут же обращался к нему.
– В конце марта в Москве состоится Второй Международный форум кардиологов, одним из организаторов которого являетесь и вы.
– Первый форум также проходил в нашей столице. И имел большой международный резонанс. Это уже похоже на традицию.
Московское правительство и мэр Сергей Собянин приняли очень важное для нас участие в подготовке форума. Мы обеспечены информационными каналами. Академия наук Российской Федерации любезно предоставила свои помещения для проведения самого форума.
Форум – это научная конференция, где встретятся около 3000 светил мировой кардиологии. Будут интересные диспуты, доклады, мастер-классы, обмены опытом.
Нам есть чему научиться у коллег. И при этом достаточно собственных достижений, которыми мы можем поделиться с коллегами. Открывать нынешний форум будут впервые совместно председатели национальных кардиологических ассоциаций России, США и Европы.
– Что меняется в кардиологии?
– В кардиологии постоянно происходят позитивные подвижки. И ни одна отрасль сегодня не шагает вперед так стремительно, как медицина.
Наш организм хранит в себе еще очень много нераскрытых природных тайн. Если еще не так давно от острого инфаркта миокарда умирало до 70% больных, сегодня эта цифра, например, не достигает и 10%. Почувствуйте разницу…
Однако в целом в медицине дела обстоят не так хорошо. Господствует «массовость», но далекая от спортивной.
На одного участкового врача приходятся не десятки, а сотни пациентов. А наша «скорая помощь»? Сотни, тысячи вызовов и днем и ночью, среди которых и сердечно-сосудистые проблемы, и ожоги, и переломы, и огнестрельные, и прочие раны... Массовость во всем.
А стационары, которые всегда переполнены пациентами, этакий конвейер борьбы за жизни? Тоже массовость, хоть и безрадостная.
Так уж устроен мир: общество и болезни всегда живут и плотно существуют рядом.
Но если наши читатели нас услышали и поняли, мы с их болезнями непременно справимся. Сообща.