САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Общество

Интернет нам не указка?

Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?

Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?

К тайнам мыльного пузыря

На днях Президент Беларуси вручил главный приз республиканского конкурса педагогического мастерства – «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля – учительнице английского языка Инессе Зубрилиной.
«Учитель года – 2011» работает в гимназии №1 небольшого городка Дятлово Гродненской области, является тринадцатым звеном в семейной педагогической династии и смело берет на вооружение инновационные методики преподавания. В начале текущего года она уже получила диплом 1-й степени республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» за разработку программного обеспечения для интерактивной доски – неизменного атрибута своих уроков.
Уважение к педагогическим традициям и инновационное мышление объединяют всех финалистов нынешнего конкурса «Учитель года». Не говоря уже о шести лучших педагогах, вышедших в суперфинал. Некоторые из них известны уже не только в своей стране, но и за ее пределами.
Учитель физики, директор средней школы №18 Полоцка Дмитрий Шиц, например, доказал, что эффективным средством повышения качества преподавания физики является… флеш-анимация. Ее использование дает возможность экономить время, затрачиваемое на объяснение и закрепление материала. Опыт белоруса Дмитрия Шица был представлен и получил высокую оценку коллег весной текущего года на международном педагогическом марафоне в Великих Луках. В планах педагога – расширение базы анимации и создание соответствующего сайта, чтобы не только учителя городских школ, но и все желающие, в том числе жители других стран, могли воспользоваться флеш-наработками.
Его коллега, учитель физики и астрономии, завуч Гродненской гимназии №3 Игорь Маслов считает, что каждый урок должен нести ученику открытия, поэтому разработал алгоритм проектирования эвристических заданий. На его уроках школьники создают облака, исследуют тайны мыльного пузыря и выводят формулу устойчивости снеговика. Между прочим, алгоритм белорусского учителя Игоря Маслова используется сотрудниками кафедры естествознания Российского центра «Эйдос» при составлении эвристических заданий для всероссийских дистанционных олимпиад по естественно-научному блоку предметов. С 2006 по 2010 год в эвристических дистанционных олимпиадах приняли участие свыше 5 тысяч учеников из Беларуси, России и Казахстана.
Трое других вышедших в суперфинал педагогов – учителя биологии Елена Тилюпо (г. Кричев) и Елена Гарбар (поселок Октябрьский), учитель математики Лошницкой районной гимназии (Борисовский район) Иван Якименко проводят интегрированные уроки, активно используют технологии развития критического мышления, создают электронные пособия, увлекают детей научно-исследовательской работой… Словом, работают так, что каждый пришедший на их открытый урок родитель вздохнет: «Если бы все учителя так выкладывались!..»

"Журавль" расправляет крылья

А что можно сегодня сделать для того, чтобы передовой педагогический опыт выходил за пределы отдельных кабинетов или учреждений образования?
В 2007 году задавшиеся этим же вопросом участники и организаторы конкурса «Учитель года» по собственной инициативе объединились в клуб «Хрустальный журавль».
Провозгласив своими задачами повышение престижа учительской профессии, содействие профессиональному общению и распространение передового педагогического опыта, участники клуба стали ездить по городам и весям Беларуси с открытыми уроками и лекциями.  В клубе около 70 участников, за время его существования в его мероприятиях приняли участие свыше полутора тысяч учителей. Это, конечно, хорошо, но, по мнению членов клуба, мало, ведь в Беларуси более 220 тысяч педагогов.
Развить идею обмена передовым педагогическим опытом и ввести в школах такую категорию, как учитель-методист, недавно предложил «Учитель года – 2009» Юрий Андрейчик.
– От научной идеи до того момента, когда инновационная продукция сойдет с конвейера, должен пройти определенный промежуток времени, – объяснил он свою мысль. – Инновации в образовании можно внедрять быстрее, если в школе появится учитель, который будет сочетать практическую работу с обязанностями методиста.
Юрий Андрейчик озвучил свою идею на встрече лучших учителей страны с главой государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко ее сразу одобрил: «Давайте принимать решение, чтобы к новому учебному году мы подготовили и соответствующую нормативную базу. Но это должны быть лучшие учителя, и загрузить этих людей надо по полной».
На той же встрече глава государства поинтересовался у учителей, что именно необходимо сделать для укрепления престижа их профессии. Две последние по счету абитуриентские кампании показали, что в этой области необходимо срочно что-то менять: молодые люди не хотят поступать учиться на учителя математики или физики. Даже ведущий педагогический университет страны – БГПУ имени М. Танка – вынужден был принимать на некоторые специальности всех желающих.
Педагоги назвали в числе необходимых нововведений отбор будущих студентов педагогических вузов. По их мнению, школьные педагогические советы могут давать рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения.
В октябре в Беларуси планируется провести совещание по «учительскому вопросу» с участием руководителей системы образования, специалистов и ректоров высших учебных заведений.
– Мы хотим рассмотреть различные механизмы повышения престижа профессии учителя и предпринять шаги, направленные на привлечение талантливой молодежи в вузы, – говорит министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич. – В качестве возможных вариантов ректоры вузов предлагают повышение стипендий студентам педагогических специальностей, возрождение работы педагогического общества и использование всевозможных олимпиад и конкурсов для участников разных возрастов. Есть же конкурсы «Юный спасатель» и «Юный пограничник» – почему не может быть «Юного учителя информатики»? Надо, чтобы с детского сада дети играли в учителя.
Правда, если ваш ребенок захочет поиграть в современного учителя, вам придется потратиться на атрибуты. Это в годы юности наших родителей участникам игры хватало указки, глобуса да бабушкиных черепаховых очков. Сегодняшнему «юному учителю», того и гляди, понадобится компьютер с широкополосным Интернетом, интерактивная доска да веб-камера…

Ирина ДЕРГАЧ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также