Нотр-Дам устоял - это ли не чудо?
Мне несказанно повезло увидеть Собор Парижской Богоматери за день до пожара. Величественным готическим храмом, который простоял больше восьми веков, пережив империи и войны, но не пережив… очередной реставрации. Впрочем, похоже - отмолили!
Слава Богу - и как тут не поверить в чудо! - фотографии интерьеров после того, как огонь потушили, дают надежду, что сердце одного из самых красивых городов мира снова будет биться.
14 апреля в Париже проходил марафонский забег - 60 тысяч бегунов-любителей и профессионалов вышли на старт, чтобы пробежать 42 километра по улицам Парижа, вдоль набережной Сены, мимо Лувра и Норт-Дама, Эйфелевой башни и Триумфальной арки, по Булонскому лесу и Елисейским полям. Я была среди них. Как и десятки других бегунов из России, Беларуси и еще 135 стран мира - Парижский марафон входит в число забегов с золотым статусом Международной федерации легкой атлетики.
После финиша, несмотря на гудящие мышцы и колоссальную усталость, нам захотелось снова вернуться на остров Сите. Нотр-Дам как будто позвал нас. Как выяснилось спустя сутки - на прощальный променад.
Это было Пальмовое воскресенье. В Православной традиции - вербное. Ровно неделя до католической Пасхи. Очередь на вход в Собор была устрашающей, но изнутри доносились такие космические звуки органа и хорового пения, что невозможно было пройти мимо. Под аккомпанемент звона колоколов мы стояли в очереди и слушали, как завороженные эту ангельскую гармонию, подставляя лица солнцу… Теперь эти ощущения навсегда со мной. Гимн Нотр-Даму, весне, христианской любви, красоте и вечности.
Через сутки на этом же самом месте случился ад.
Мы в это время были уже в самолете, узнали новости по прилету. Смотрели новости в прямом эфире и не верили своим глазам. Меня глубоко тронули кадры, как парижане и туристы стояли на набережной и пели «Аве Мария». Отмаливали Нотр-Дам. Отмаливали символ. Плакали, как будто по близкому человеку.
Кадры отломившегося шпиля просто пришибли, пригвоздили намертво. Как же так? Неужели все, неужели не спасти?
Но, похоже, отмолили. Самое ценное спасли. То, что вчера казалось геенной огненной, на утро оказалось не таким уж катастрофичным зрелищем. Нотр-Дам можно отстроить. Многое уцелело. Терновый венец Христа, алтарь, крест, витраж Роза, туника Людовика… Стены устояли! Башни тоже. И самое-самое главное - никто не погиб. Чудом обошлось без жертв.
- Худшего удалось избежать. Следующие несколько часов будут трудными, но благодаря мужеству пожарных, фасад и две башни не рухнули, - заявил президент Франции Эммануэль Макрон, зашедший внутрь собора, когда еще было видно открытое горение на кровле. Макрон пообещал организовать международный сбор средств на восстановление и привлечь лучших специалистов.
Франция уже начала общенациональный сбор. Сейчас речь уже идет о миллиарде евро на реставрацию. Французские миллионеры начали подтягиваться - семья Арно выделяет 200 миллионов евро. И народ тоже скинется. И «коллеги» по Евросоюзу. Скоро начнется разбор завалов. Реконструкция займет лет десять. Но это однозначно стоит того. Сколько бы ни стоило, сколько бы ни заняло времени. Я бы не хотела оказаться в поколении, которое переживет Нотр-Дам-де-Пари.
Такие символы веры, символы цивилизации должны пережить всех нас. И многие-многие поколения после нас.